Яндекс.Метрика

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗМОВ К НАЗЕМНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ 9 КЛАСС

Тема: практическая работа  «ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗМОВ К НАЗЕМНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

 

Задачи: углубить понятия «приспособленность» и «приспособления»; выделить основные стадии в эволюционном процессе возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни; раскрыть ключевую роль естественного отбора в формировании приспособлений организмов к жизни на суше; установить черты приспособленности к наземному образу жизни у растений и животных; развивать знания об эволюционных закономерностях; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, пополнять словарный запас учащихся.

 

Оборудование: учебник + учебник ботаники и учебник зоологии, наборы открыток и рисунков представителей флоры и фауны, гербарные экземпляры растений различных сред обитания, натуральные объекты – комнатные растения, коллекция насекомых, карточки для выполнения практической работы.

 

Ход урока:

1.Организационный момент (приветствие, наличие на столах учащихся принадлежностей).

 

2.Опрос д/з (устный пересказ материала с.131-132 учебника)

 

3.Мотивация.

 

4.Выполнение практической работы.

?         Изучение приспособительных признаков к наземному образу жизни у растений: внимательно рассмотреть рисунки учебника, открытки, гербарий или натуральные объекты растений; определите группы растений – теневыносливые, светолюбивые, раннецветущие, позднецветущие; используя знания по ботанике об особенностях строения растений, определить, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов; результаты наблюдений занесите в таблицу.

?         Изучение приспособительных признаков к наземному образу жизни у животных: внимательно рассмотреть рисунки учебника, открытки, коллекцию насекомых; у разных представителей класса млекопитающих проанализировать тип приспособительной окраски, строение зубного аппарата в зависимости от рода пищи; используя знания по зоологии об особенностях строения животных, определить, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов; результаты наблюдений занесите в таблицу.

 

 

5.Динамическая пауза.

 

6.Закрепление. Определение выводов к практической работе:

  • Все организмы приспособлены к условиям среды обитания;
  • Приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.

 

  1. Подведение итогов урока.

 

  1. Домашнее задание: повторить §35, закончить оформление работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ

 

Класс: девятый

Дата: ________________

Тема: «Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни»

Вариант 1

 

Задание №1.

Внимательно рассмотри рисунки учебника ботаники, открытки, гербарий или натуральные объекты растений;

 

Задание №2.

Определи группы растений – теневыносливые, светолюбивые, раннецветущие, позднецветущие;

 

Задание №3.

Используя знания по ботанике об особенностях строения растений, определи, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов;

 

Задание №4.

Результаты своих наблюдений занеси в таблицу:

Название растения

Черты приспособленности (особенности строения) к наземному образу жизни

Биологическое значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №5.

Ответь на вопросы:

?        Каковы причины возникновения различных приспособлений у растений?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

?        Какие преимущества получили растения в связи с приобретением определенных тобою характерных признаков приспособленности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работу выполнил(а) _______________________________________________________

Работу проверила учитель биологии Стефутина И.В.

Оценка за работу «____» (________________) _____________

                                                                                                                                                                                    (подпись)

КАРТОЧКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ

 

Класс: девятый

Дата: ________________

Тема: «Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни»

Вариант 2

 

Задание №1.

Внимательно рассмотри рисунки учебника зоологии, открытки, рисунки или коллекцию насекомых;

 

Задание №2.

У разных представителей класса млекопитающих проанализируй тип приспособительной окраски, строение зубного аппарата в зависимости от рода пищи;

 

Задание №3.

Используя знания по зоологии об особенностях строения животных, определи, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов;

 

Задание №4.

Результаты своих наблюдений занеси в таблицу:

Название животного

Черты приспособленности (особенности строения) к наземному образу жизни

Биологическое значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №5.

Ответь на вопросы:

?        Каковы причины возникновения различных приспособлений у животных?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

?        Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных тобою характерных признаков приспособленности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Работу выполнил(а) _______________________________________________________

Работу проверила учитель биологии Стефутина И.В.

Оценка за работу «____» (________________) _____________

                                                                                                                                                                                    (подпись)