ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗМОВ К НАЗЕМНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ 9 КЛАСС
Тема: практическая работа «ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗМОВ К НАЗЕМНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
Задачи: углубить понятия «приспособленность» и «приспособления»; выделить основные стадии в эволюционном процессе возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни; раскрыть ключевую роль естественного отбора в формировании приспособлений организмов к жизни на суше; установить черты приспособленности к наземному образу жизни у растений и животных; развивать знания об эволюционных закономерностях; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, пополнять словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник + учебник ботаники и учебник зоологии, наборы открыток и рисунков представителей флоры и фауны, гербарные экземпляры растений различных сред обитания, натуральные объекты – комнатные растения, коллекция насекомых, карточки для выполнения практической работы.
Ход урока:
1.Организационный момент (приветствие, наличие на столах учащихся принадлежностей).
2.Опрос д/з (устный пересказ материала с.131-132 учебника)
3.Мотивация.
4.Выполнение практической работы.
? Изучение приспособительных признаков к наземному образу жизни у растений: внимательно рассмотреть рисунки учебника, открытки, гербарий или натуральные объекты растений; определите группы растений – теневыносливые, светолюбивые, раннецветущие, позднецветущие; используя знания по ботанике об особенностях строения растений, определить, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов; результаты наблюдений занесите в таблицу.
? Изучение приспособительных признаков к наземному образу жизни у животных: внимательно рассмотреть рисунки учебника, открытки, коллекцию насекомых; у разных представителей класса млекопитающих проанализировать тип приспособительной окраски, строение зубного аппарата в зависимости от рода пищи; используя знания по зоологии об особенностях строения животных, определить, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов; результаты наблюдений занесите в таблицу.
5.Динамическая пауза.
6.Закрепление. Определение выводов к практической работе:
- Все организмы приспособлены к условиям среды обитания;
- Приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: повторить §35, закончить оформление работы.
КАРТОЧКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
Класс: девятый
Дата: ________________
Тема: «Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни»
Вариант 1
Задание №1.
Внимательно рассмотри рисунки учебника ботаники, открытки, гербарий или натуральные объекты растений;
Задание №2.
Определи группы растений – теневыносливые, светолюбивые, раннецветущие, позднецветущие;
Задание №3.
Используя знания по ботанике об особенностях строения растений, определи, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов;
Задание №4.
Результаты своих наблюдений занеси в таблицу:
Название растения |
Черты приспособленности (особенности строения) к наземному образу жизни |
Биологическое значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №5.
Ответь на вопросы:
? Каковы причины возникновения различных приспособлений у растений?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
? Какие преимущества получили растения в связи с приобретением определенных тобою характерных признаков приспособленности?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работу выполнил(а) _______________________________________________________
Работу проверила учитель биологии Стефутина И.В.
Оценка за работу «____» (________________) _____________
(подпись)
КАРТОЧКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
Класс: девятый
Дата: ________________
Тема: «Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни»
Вариант 2
Задание №1.
Внимательно рассмотри рисунки учебника зоологии, открытки, рисунки или коллекцию насекомых;
Задание №2.
У разных представителей класса млекопитающих проанализируй тип приспособительной окраски, строение зубного аппарата в зависимости от рода пищи;
Задание №3.
Используя знания по зоологии об особенностях строения животных, определи, какие черты приспособленности к наземному существованию характерны для данных организмов;
Задание №4.
Результаты своих наблюдений занеси в таблицу:
Название животного |
Черты приспособленности (особенности строения) к наземному образу жизни |
Биологическое значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №5.
Ответь на вопросы:
? Каковы причины возникновения различных приспособлений у животных?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
? Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных тобою характерных признаков приспособленности?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работу выполнил(а) _______________________________________________________
Работу проверила учитель биологии Стефутина И.В.
Оценка за работу «____» (________________) _____________
(подпись)