УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ 9 КЛАСС

Тема:   Л/р «ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ»

 

Задачи: посредством выполнения лабораторной работы формировать у учащихся умение объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания; учить анализировать воздействие факторов окружающей среды на организмы; раскрыть эволюционный характер образования экологических групп организмов и их значение в природе;  развивать экологические знания учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе,  пополнять словарный запас учащихся.

 

Оборудование: учебник, изображения или натуральные объекты растений и животных – представителей разных экологических групп, научно-популярная литература.

 

Ход урока:

1.Организационный момент (приветствие, наличие на столах учащихся принадлежностей).

 

  1. Повторение изученного (устно по §50-51)

1)       Что такое экология? Среда обитания? Экологические факторы?

2)       Опишите группы экологических факторов.

3)       Назовите среды жизни на Земле. Дайте научные названия их обитателям.

4)       Опишите закон оптимума (отражает реакцию видов на изменение силы действия любого фактора; зона оптимума; зона угнетения(пессимума); критическая точка).

5)       Сформулируйте закон экологической индивидуальности видов (отражает многообразие отношений организмов со средой; свидетельствует, что в природе нет 2-х видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к набору факторов среды).

6)       Сформулируйте закон ограничивающего фактора (вытекает из закона оптимума – любой фактор, влияющий на организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим в зависимости от силы своего воздействия).

7)       О чём гласит закон совместного действия факторов? (результат влияния любого экологического фактора на жизнедеятельность организмов во многом зависит от того, в какой комбинации и с какой силой действуют в данный момент другие факторы).

8)       О чём свидетельствует закон незаменимости факторов? (о том, что полностью заменить один фактор другим нельзя, но нередко при комплексном воздействии факторов можно видеть эффект замещения).

9)       Что такое фотопериодизм? (реакция организмов на изменение длины дня).

 

3.Мотивация.

 

4.Выполнение лабораторной работы.

Задание №1.

ü  Рассмотрите семена и плоды разных растений (череда, лопух, берёза, ясень). Определите способы распространения семян этих растений.

ü  Определите, какие приспособительные особенности обеспечивают распространение семян с помощью ветра (анемохорию) и распространение семян с помощью животных (зоохорию).

ü  Запишите свои наблюдения и выводы в таблицу:

Название растения

Приспособительные признаки семян и плодов

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2.

ü  Пользуясь фотографиями или рисунками животных (орёл, цапля, синица, дятел), определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц.

ü  Запишите свои наблюдения и выводы в таблицу:

Название птицы

Приспособительные черты к способу добычи пищи в строении клюва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Динамическая пауза.

 

6.Закрепление. Обобщающая беседа о приспособленности организмов к действиям факторов среды; о жизненных формах и экологических группах организмов как результате эволюции видов и их значении в природе.

 

  1. Подведение итогов урока.

 

  1. Домашнее задание: §52 пересказ, правила, повторить §50-51.