ПОЛУЧЕНИЕ МИГАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА И УСЛОВИЙ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ЕГО ТОРМОЖЕНИЕ 8КЛАСС
Тема: практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»
Цели и задачи: закрепить материал о нервной регуляции в человеческом организме; обобщить знания о клеточном строении организма, видах тканей, системах органов в организме и уровнях организации организма; подготовиться к контролю знаний по изученным темам; развивать знания о строении человеческого организма; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, интерес к предмету, пополнять словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология 8 класс», р/т, таблицы а-2 «Схема строения нервной системы», а-3 «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», тетради для практических работ.
Ход урока:
1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).
- Повторение изученного:
- Обобщающая беседа по материалу §1-5
3.Мотивация.
4.Выполнение практической работы по схеме:
Цель работы: на основе получения мигательного рефлекса выяснить действие высших центров мозга на работу низших центров.
Оборудование: материал текста стр. 29 учебника биологии.
Ход работы:
- Инструктаж по правилам ТБ во время практической работы по биологии;
- Прикоснулся (лась) чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Произошло…. (непроизвольное мигание обоих глаз);
- Рассмотрел (а) на рис.12 учебника схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса (зарисовка рисунка);
- Прикоснулся (лась) к области наружного угла глаза с целью обнаружения там рецепторов мигательного рефлекса. Оказалось, что… (запись результата)
- В течение короткого времени прикасался (лась) к внутреннему углу глаза. Мигания не возникло. Считаю, что это произошло из-за того что наносимые мною раздражения были неопасны для глаза, поэтому рефлекс через некоторое время угас. Если бы в глаз попала соринка, то в этом случае, наоборот, происходило бы мигание до полного удаления соринки.
- Дотронулся (лась) чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытался (лась) не мигать, тем самым попробовал (а) усилием воли затормозить мигательный рефлекс (запись результата: «опыт удался /не удался»).
Вывод: (формулировка вывода: «благодаря мигательному рефлексу можно понять, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или затормаживать рефлексы»)
- Динамическая пауза (в середине урока).
6.Подведение итогов урока.
7.Домашнее задание: повторить §1-5, стр.32-33 учебника.