Изучение строения семени - 5класс (новый ФГОС)
Тема: практическая «Изучение строения семени»
Задачи и содержание: закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием; рассматривание внешнего строения семени; обнаружение зародыша в семени; развитие навыка решения поисковых задач; воспитание у учащихся веры в собственные силы и стремления к жажде открытий.
Оборудование: учебники, тетради для практических работ, оборудование для выполнения практической работы (сухие и набухшие семена фасоли, ручные лупы, лабораторные скальпели), журнал инструктажа по ТБ.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Повторение изученного: устный фронтальный опрос по материалу §11-14:
- Что такое размножение?
- Назовите формы размножения живых организмов.
- Что происходит при слиянии половых гамет?
- Как называются обоеполые организмы?
- Мотивация.
- Методика урока:
- Строю урок так, чтобы ученики больше высказывались, строили предположения, искали решения при решении биологических задач. Убеждаю учащихся, что ошибки при поиске неизбежны, чужое мнение уважается, а оригинальная мысль поощряется.
- Для решения учебной задачи урока использую личный опыт учащихся (наблюдение за прорастанием семян в домашних условиях);
- Предлагаю учащимся выполнить практическую работу согласно методике на с.45 учебника. Ход данной работы нижеследующий:
1)Прослушал(а) инструктаж по ТБ при выполнении практической работы по биологии.
2)Рассмотрел(а) с помощью лупы сухие и набухшие семена фасоли. Вижу, что они … (покрыты кожурой, а в середине боковой стороны семени есть небольшое образование – рубчик).
3)Попробовал(а) снять с них кожуру. Оказалось … (что кожура легко снимается у набухших семян).
4)Разделил(а) набухшее семя на 2 части и обнаружил(а) там зародыш. При рассматривании его под лупой обнаружил в его строении следующие части:… (2 семядоли, корешок, стебелёк и почечку).
5)Вывод: … (внутри семени находится зародыш, который получает воздух через кожуру, а питание – из семядолей).
- Подвожу учащихся к общебиологическим закономерностям:
*У растения, так же как у животных и человека, образуется зародыш;
*Зародыш нуждается в защите и условиях, необходимых для питания, дыхания, роста;
*Растения, животные и человек проходят общие этапы до появления нового организма: образование мужских и женских половых клеток → оплодотворение → развитие зародыша → появление нового организма.
- Динамическая пауза (в середине урока).
- Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Домашнее задание: повторить §11-14,записи.