ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КО ДНЮ ВОДЫ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КО ДНЮ ВОДЫ
«ВОДА, ВОДА, ТЫ – ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ!»
Сценарий мероприятия подготовлен учителем биологии
МБОУ ООШ п.Тельмана Моздокского р-на Стефутиной Ириной Викторовной
(слайд №1) Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена Всемирному Дню воды. 22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов (слайд №2). Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году приняла официальное решение о проведении Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле. Назначили проведение этого праздника на 22 марта.
В день празднования Всемирного дня воды организация по защите окружающей среды обращается ко всем существующим на планете государствам с призывом уделять больше внимания защите водных ресурсов планеты и проводить конкретные действия на национальном уровне. Но основные цели проведения праздника остаются неизменными (слайд №3). Среди них:
- Оказывать помощь и принимать меры для решения проблемы снабжения населения планеты питьевой водой;
- Распространять информацию о важности и необходимости охраны водных ресурсов и питьевой воды;
- Привлечение к празднованию Всемирного дня воды как можно большее количество стран, причем на официальном уровне.
На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода - это жизнь» (слайд №4).
(слайд №5) Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдете,
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Н.Рыжова
А что нам известно о водных ресурсах нашей республики – Северной Осетии? Послушаем выступления ребят 8 и 9 класса, которые изучают географию Осетии.
1 ученик. Территория республики, особенно её горная часть, имеет разветвлённую гидрографическую сеть, общая протяжённость которой составляет 3 358 км, а количество разных водотоков (рек, речек и ручьев) — 1 038. Наиболее крупная река Северной Осетии-Алании — Терек, вторая по величине река Северного Кавказа. Длина реки в пределах республики составляет 169 км, площадь водосбора — 1 711 км2, объем стока — 7 081 млн. м3. Три других крупных реки левые притоки Терека: Урух, Ардон и Фиагдон.
2 ученик. На территории Северной Осетии-Алании имеется сеть искусственных каналов, наиболее протяжённый из них — Терско-Кумский канал, трасса которого проходит по левобережью Терека к северу Моздокского р-на (длина 121 км). Он рассчитан на ежегодный забор 1605 млн. м3 воды.
3 ученик. Водоёмов со стоячей водой в республике мало. Имеется несколько озёр ледникового (Микелай, Фастагское, Донисарское и др.), запрудного (Суаргомское) и карового (Турье, Мидаграбин, Бадское) происхождения в горной части республики. Общая площадь водного зеркала всех известных горных озёр составляет не больше 10 га.
4 ученик. На равнинах располагаются водоёмы искусственного происхождения, предназначенные для рыбохозяйственных целей. В настоящее время на территории равнин Северной Осетии имеется 161 искусственный водоём общей площадью водяного зеркала 1 704 га, из которых зарыбляется 691 га, остальные подлежат ремонту или реконструкци, многие пруды полностью заросли тростником. Единственное водохранилище (65 га), созданное в 1930-х гг. при строительстве Беканской ГЭС, является республиканским памятником природы.
5 ученик. Верховых и переходных болот в республике нет, есть небольшие заболоченные участки в пойменных лесах долин Терека и Ардона. Часть их зарастает тростником или камышом. В горной Осетии, в высокогорьях Дигорского ущелья, расположено несколько торфяных осоковых болот. Болота Чафандзар и Танадонское интересны с палеоботанической точки зрения, они имеют голоценовый возраст (9-10 тыс. лет). На Лесистом хребте расположено Тарское торфяное болото площадью 26,3 га.
6 ученик. Современное оледенение на территории Северной Осетии имеется на Водораздельном и Боковом хребтах. Здесь находится 236 ледников общей площадью 156,74 км2, а объем льда в ледниках составляет около 21 км3. Самые крупные ледники Северной Осетии — Караугомский (длина 13,3 км, площадь 26,6 км2) и Цейский (8,6 км; 9,7 км2).
7 ученик. Северная Осетия располагает значительными запасами подземных вод, которые по своим физико-химическим характеристикам и использованию делятся на минеральные, термальные, пресные и промышленные. Суммарное использование подземных пресных вод всех месторождений республики (21 месторождение) составляет 1 927 тыс. м3/ сут., в том числе: на хозяйственно-питьевые цели — 833 тыс. м3/сут., орошение — 944 тыс. м3/сут. и технологическое водоснабжение — 150 тыс. м3/сут.
8 ученик. Республика Северная Осетия-Алания располагает уникальными запасами месторождений минеральных вод (более 200 минеральных источников), но промышленно используются они незначительно, меньше 10%. Представлены они всеми известными типами — хлоридными, гидрокарбонатными и сульфатными, углекислыми, азотно-метановыми и сероводородными по газовому составу. Наиболее известные и промышленно разрабатываемые источники — Кармадонские (закрыты в настоящее время сходом ледника), Тибские и Заманкульские.
9 ученик. Термальные воды разведаны в предгорьях Алагирского р-на (окрестности н.п. В.Бирагзанг, Тамиск, Урсдон). Это горячая (до 36°С на выходе) гидрокарбонатная натриевая вода с глубины 2370-2769 м и дебитом 5,6-12,5 дм3/ сек. используется в санаторном лечении опорно-двигательного аппарата в санаториях Тамиск и Урсдон. Но в целом термальные источники используются слабо.
Ребята нам рассказали о воде, которая используется в лечении у нас в республике. Однако, нужно заметить, что качество воды может по-разному влиять на здоровье человека. Обратимся к табличным данным (слайд №6-7):
№ п/п |
Качество воды |
Воздействие на здоровье |
1 |
Вода с повышенным содержанием хлоридов и сульфидов |
Отрицательно влияет на функции системы пищеварения. |
2 |
Повышенное содержание кальция |
Способствует камнеобразованию в почках и мочевом пузыре |
3 |
Маломинерализованные воды |
Ухудшают водно-солевой обмен, функции желудка. Плохо утоляют жажду. |
4 |
Дефицит некоторых микроэлементов (фтора, йода) |
Дефицит фтора оказывает отрицательное влияние на состояние зубов, причем и в случаях повышенного содержания. Дефицит йода вызывает такое заболевание, как эндемический зоб |
6 |
Присутствие металлов в концентрациях, превышающих предельно допустимые |
Свинец вызывает заболевание нервной и кроветворной систем организма; кадмий, хром – заболевание почек; ртуть – центральной нервной системы, выделительной и кровеносной систем; цинк – двигательного аппарата (мышц), расстройство деятельности желудка; мышьяк – почек, печени, легких, сердечно-сосудистой системы |
7 |
Повышение концентрации нитратов |
Вызывает заболевания крови, особенно у детей (детский цианоз), связанное с появлением в крови формы гемоглобина (метгемоглобина), не способного к переносу кислорода |
(слайд №8) Ребята! Послушайте стихотворение В.Глебова «И только ахает Природа…» и подумайте, а всегда ли мы бережно относимся к водным запасам нашей планеты?
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего здесь только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди...
...Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье — Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Итак, вода… Вода – это самое распространенное на Земле вещество, но распространена она неравномерно. Поверхность земного шара на ¾ покрыта водой – это океаны, моря, озера, ледники. Основное количество воды содержится в океанах (95,7%).
Вода – самое распространенное на Земле химическое соединение кислорода и водорода – Н2О. Вода – активный растворитель, она может растворять многие газы, жидкости, твердые вещества. Именно поэтому природная вода всегда и везде имеет разный химический состав.
Наукой доказано, что жизнь зародилась в воде. Все живое на Земле нуждается в воде. Все растения и животные, если их разложить на химические соединения, на 50 – 99% состоят из воды. Эмбрион человека на 97% состоит из воды, а у новорожденного ее количество равно 77% массы его тела. К 50 годам количество воды в теле человека сокращается до 60% . Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99%). Самая бедная – эмаль зуба (0,2%). При потере организмом 6 – 8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 15-20% воды приводит к смерти. Взрослый человек весом 70кг в течение жизни (60-70 лет) потребляет 64т воды.
При этом вода в организме сменяется в среднем за 17 дней. В организме человека идет «круговорот воды» - например, за сутки сердце прогоняет жидкости в 150 раз больше массы человека. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток (слайд №9).
(слайд №10) С Днем воды вас всех, друзья,
Я хочу поздравить!
Без воды ведь нам нельзя,
Страшно и представить
Нашу жизнь без ручейков,
Рек и океанов!
Так давайте же не лить
Воду зря из кранов!
Вода, вода, ты – жизнь земли!
По морю ходят корабли,
Из рек она к нам в кран течет,
И все вокруг водой живет!
Всех поздравляем с Днем воды,
Пускай вокруг цветут сады,
Пусть не иссякнет никогда
Простая, пресная вода!
====================================================================================
ИСТОЧНИКИ:
- http://www.tooday.ru/03/voda.php
- http://www.pozdravik.ru/prazdniki/vsemirnyj-den-vody
- http://www.fesk.ru/pages/112.html
- http://www.gogolevka.ru/kollegam/nashi-razrabotki/scenarii/ekologicheskiy_vecher
- Большая энциклопедия природы, том 10, Вода и воздух. М.: ООО «Мир книги», 2003, с.48-49.
- Я познаю мир. Химия: энцикл. / авт.-сост. Л.А.Савина; худож. А.В.Кардашук, О.В.Войтенко. – М.: АСТ: Астрель, 2009, с.50, 53.
- Я познаю мир. Сокровища Земли: энцикл. / М.С.Голицын; худож. А.А.Румянцев. – М.: АСТ: Астрель, 2004, с.247-248.
- Международные экологические акции в школе. 7 – 9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления) / авт.-сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006, с.