Яндекс.Метрика

ПОМОЖЕМ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ - 2016

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ПОМОЖЕМ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ – 2016»

Дата проведения: «13» февраля 2016г.

Целевая аудитория: учащиеся 2-4 классов

Цель - закрепить знание детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

Автор сценария: учитель биологии Стефутина Ирина Викторовна

Предварительная работа: конкурс кормушек для птиц

Источники информации:

1.Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы / под ред. И.Д.Зверева. – 3-е изд. – М.: Педагогика, 1983., с.69-82

  1. http://uchitelsh-ivo.ru/vneklassnaya-rabota/31-pomozhem-zimuyushchim-ptitsam-2015.html
  2. http://yandex.ru/video/
  3. http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/1_klass/interaktivnyj_krossvord_zimujushhie_pticy/236-1-0-35178

 

 

Учитель:

Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всём лесу.

Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут жёлтым, красным, оранжевым, повиснут на еловых лапах. Это стайка яркопёрых клестов облепила ели, лущит из шишек семена.

А через несколько минут так же неожиданно вспорхнёт – и дальше.

Краснеют уцелевшие на рябине гроздья ягод. И уж не пропустит их пролетающая стайка красных свиристелей, всю обдерёт.

С весёлым писком и свистом пролетят синицы, рассыплются по веткам, начнут вертеться на них. Вниз головой по стволу побежит голубой поползень, поднимаясь вверх по стволу, закружит коричневая пищуха. С ними и пёстрый дятел.

Путник вышел из леса в поля. Там тоже птицы: с треском вырвалось из кустов большое стадо серых куропаток. На торчащих из-под снега мохнатых головках чертополоха сидят щеглы.

Зимой среди деревни часто заметишь красивую сойку с ярко-голубыми перьями на крыльях, а летом её и не увидишь: заберется в чащу и не показывается.

Учитель:

Ребята, вы внимательно слушали рассказ, написанный Виталием Бианки? Названия каких птиц прозвучали? (ответы детей – клесты, свиристели, синицы, поползень, пищуха, дятел, куропатки, щеглы, сойка). А сможете ли вы узнать наших героев по изображениям? (демонстрация на слайде). Что объединяет этих птиц? (ответы детей – это зимующие птицы). А почему одни птицы остаются с нами, другие же улетают на зимовку в южные края? (ответы детей)

       Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.

Учитель:

Птицам зима страшна не холодом, а голодом. О чём же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей) Тема нашей встречи – «Поможем зимующим птицам!»

Какова история праздника Дня зимующих птиц? Она тесно связана с историей Всероссийской акции «Покормите птиц!» проводимой Союзом охраны птиц России с 2002 года в память о писателе Евгении Носове. Как-то раз, прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой...», написанное им в 1964 году, Евгений Носов, чтя память о поэте, каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц. А чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей родного города — расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина. После смерти писателя на его надгробье поместили надпись: «Покормите птиц!». В Российском экологическом календаре началом экологической акции "Покормите птиц!" считается 12 ноября – Осенний день птиц, а 15 января – день рождения Евгения Носова - объявлен Днем зимующих птиц России. Почему акция начинается с 12 ноября? Дело в том, что в этот день принято отмечать Синичкин день (в день Зиновия-синичника). По старинному русскому поверью к 12 ноября прилетают зимующие птицы – синицы, свиристели, снегири, сойки. С первыми холодами они перебираются ближе к человеку. Существует и такая примета: если синиц около домов много – жди наступления холодов. Посмотрите на изображение синичек, обитающих в нашей республике. (демонстрация на слайде)

Ученик:

Бывают птицы разные.

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной,

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Учитель:

Много крох перепадает птицам с человеческого стола. Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями.

Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.

Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать естественный корм на деревьях и кустарниках, в районе расположения кормушки.

Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дынные семечки, семена ольхи и берёзы.

Смешивайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Ребята! Берегите птиц!

Птицы – наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. (по В.Бианки и В.Строкову)

Ученик:

Каждый день, когда встаём

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушке сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири…

Все привыкли –

Не пугливы,

Хоть руками их бери!

Г.Ладонщиков

Учитель:

Ребята, а кто из вас подкармливает птиц? Какие птицы прилетают к вашей кормушке? Какие птицы прилетают поодиночке? Какие птицы прилетают стайкой? В какое время дня чаще прилетают птицы? Чем вы подкармливаете птиц? (ответы детей)

Ребята, у нас в школе проходил конкурс птичьих кормушек. Активными участниками этого конкурса стали… (вручение грамот активным участникам)

Учитель:

         Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно также кормить крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёные жир и мясо.

Ученик:

Где утром к опушке прошёл человек

Следы заметает до вечера снег.

Но всюду- у еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны зёрна и крошки.

Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!

Теперь не страшны вам холодные вьюги.

В холодные вьюги, в голодные вьюги

Мы помнить и думать должны друг о друге.

Учитель:

А теперь немного поиграем. Игра называется «Угадай зимующую птицу по её описанию». Игру проведут ученики 6 класса.

Ученик:

Зимой, когда луга и поля закрыты глубокими снегами, чтобы добыть пищу, эта птица перекочёвывает в ближайшие города и селения, оглашая окрестности пронзительными криками. Здесь она питается остатками и отбросами. Так всю зиму и пробавляются эти птицы: там корочку схватят, там – кусочек мяса. Но, как только наступает весна, эти серо-черные птицы разлетаются по лесам, по рощам, начинают строить гнёзда, птенцов выводить. А на зиму опять ближе к жилью людей возвращаются. (ответ – ворона)

Ученик:

У этой птицы пёрышки по бокам совсем белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у этой птицы хвост – длинный и прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Это ловкая, подвижная, суетливая птица. Большинство этих птиц к зиме разлетаются к деревням и ищут себе еду. (ответ – сорока)

Ученик:

Этих птиц называют «северные попугайчики». Такое прозвище птицы получили за то, что они, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапами и своими кривыми клювами. Клюв этих птиц имеет совсем особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Такая форма клюва позволяет птице ловко шелушить хвойные шишки, вытаскивая из-под чешуек вкусные семена. И уж совсем удивительно, что эти птицы гнездятся и выводят своих птенцов зимой. (ответ – клёст)

Ученик:

Эта птица, найдя в лесу дерево с расщелинкой, устраивает в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелинку, а потом раздалбливает шишку и достает языком из-под чешуек семена. Питаются эти птицы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. (ответ – дятел)

Учитель:

         Где же зимой ночуют птицы? Длинную зимнюю ночь птицы проводят по – разному. Вороны и галки ночуют большими стаями в парках, садах, рощах, на деревьях, распушив перья и прижавшись друг к другу. На ночёвке долго слышится перекличка: нежное «гал, гал, гал» и громкое карканье ворон.

Синицы-гаички, поползни, пищухи, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах. В кроне густой ёлочки, тесно прижавшись друг к другу и уткнув клювик под крылышко, ночуют синицы длиннохвостые, а воробьи и синицы большие укрываются под крышами, за наличниками окон и на чердаках у отопительных труб.

Зимующие птицы скворечников не используют, они промерзают и продуваются ветром, а в хороших дуплянках пернатые охотно ночуют.

Лесные куры: тетерева, рябчики – ночуют под снегом.

Иногда снежное убежище делается могилой для целой стаи птиц. Это происходит тогда, когда после оттепели на поверхности снега образуется ледяная корка, которую рябчики не в состоянии пробить, и погибают под снегом.

Глухари ночуют в густых кронах елей, а при глубоком наносе снега, так же как и тетерева, зарываются в снег. (по И.Балбышеву)

Учитель: Итак, ребята, наша встреча подходит к концу. Думаю, каждый открыл для себя сегодня что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие, должны беречь их и охранять. И в заключении, я хочу вам прочитать знаменитое стихотворение «Покормите птиц!»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать;

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.