РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ ИХ СРЕДА - 6 КЛАСС
Тема: экскурсия «РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ ИХ СРЕДА»
Цели и задачи: научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии, когда яснее виден силуэт растения; научить различать понятия «дерево» или «кустарник» не по высоте (иногда молодое дерево может быть ниже взрослого кустарника); определить деревья и кустарники, для которых зима – время распространения семян; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: индивидуальные экскурсионные карточки, определительные карточки, экскурсионное оборудование: карандаши, линейки, ножи, планшеты.
Ход урока:
1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).
2.Опрос д/з (устно по §34).
3.Мотивация.
4.Проведение экскурсии.
1) Инструктаж по правилам поведения на ботанической экскурсии.
2) Работа по экскурсионным и определительным карточкам.
3) Оформление отчета об экскурсии.
5.Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся.
6.Домашнее задание: §35 пересказ, повторить §31-34.
ЭКСКУРСИОННАЯ КАРТОЧКА
Название экскурсии: «Зима в жизни растений»
Дата: _________
Первая группа.
Задание 1. Найти на территории школы вечнозеленые растения. Определить названия этих растений. Описать форму кроны, наличие плодов или семян. Зарисовать силуэты растений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
Задание 2. Собрать коллекцию плодов растений, у которых зимой происходит их распространение. Оформить в виде таблицы.
Название растения |
Плод |
Приспособление к распространению |
Способ распространения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЭКСКУРСИОННАЯ КАРТОЧКА
Название экскурсии: «Зима в жизни растений»
Дата: _________
Вторая группа.
Задание 1.
Найти на территории школы клен американский. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Определить наличие плодов и семян. Зарисовать силуэт дерева.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Задание 2. Найти на территории школы кустарники шиповника и сирени. Отметить характерные признаки, по которым вы их определили. Оформить в виде таблицы.
Название растения |
Характерные признаки (расположение почек, их окраска, запах и т.д.) |
|
_________________________________________________________________ |
|
_________________________________________________________________ |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЭКСКУРСИОННАЯ КАРТОЧКА
Название экскурсии: «Зима в жизни растений»
Дата: _________
Третья группа.
Задание 1.
Найти на территории школы ясень обыкновенный. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Определить наличие плодов и семян. Зарисовать силуэт дерева.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Собрать коллекцию побегов с очередным расположением почек. По характерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить задание в виде таблицы.
Название растения |
Характерные признаки: расположение почек, их форма, цвет, липкость |
|
_____________________________________________________________________________________________________________________ |
|
_____________________________________________________________________________________________________________________ |
|
_____________________________________________________________________________________________________________________ |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЭКСКУРСИОННАЯ КАРТОЧКА
Название экскурсии: «Зима в жизни растений»
Дата: _________
Четвертая группа.
Задание 1.
Найти на территории школы липу сердцевидную. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Определить наличие плодов и семян. Зарисовать силуэт дерева.
______________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Задание 2. Собрать коллекцию побегов с супротивным расположением почек. По характерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить задание в виде таблицы.
Название растения |
Характерные признаки: расположение почек, их форма, цвет, липкость |
|
_________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
_________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
_________________________________________________________________________________________________________________________ |
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КАРТОЧКА
У многих деревьев и кустарников зимой также происходит рассеивание семян. Так, у калины, рябины и боярышника сохранившиеся на ветвях плоды служат кормом для зимующих птиц, что способствует распространению семян. Плоды березы, серой ольхи, ясеня обыкновенного, липы, ели имеют парусовидные крылья, помогающие распространению их ветром по снежному покрову. В феврале под влиянием усиливающегося солнечного освещения разлетаются семена ели и сосны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Ясень (обыкновенный, пушистый, высокий)- кора темного цвета, более или менее трещиноватая у взрослых деревьев. Почки покрыты двумя супротивными наружными чешуями, несколько расходящимися на верхушки, из-под них могут быть видны верхушки второй пары чешуй, зимой сохраняются плоды крылатки.
Клен (остролистный, американский)- кора твердая жесткая; боковые почки располагаются супротивно, обычно яйцевидные, красноватые, коричневые, зеленовато-бурые; плоды состоят из двух плодиков, каждый из них имеет неравнобокое крылышко.
Липа (сердцевидная, мелколистная)- кора темная, почти черная с мелкими трещинками в виде узких полосок; все почки одинаковой формы, яйцевидные с закругленной верхушкой; нижние ветви у взрослых деревьев обычно поникают; на ветвях зимой остаются соплодия с крылышком.
Тополь (пирамидальный, серебристый, белый)- кора молодых побегов серо-зеленого цвета, а на старом стволе – серо-бурая; почечные чешуи голые, могут быть клейкими и душистыми; плодов на дереве нет; с приходом весны из цветочных почек появляются висячие сережки.