УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

ОПРОСНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

ОПРОСНАЯ КАРТОЧКА

ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ"

 

Задание №1. Решение экологических задач.

Задача 1. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. Объясните, с чем это связано.

Задача 2. Рассмотрим пищевую цепь: злаки – кузнечики – лягушки – змеи – орёл. Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс, исходя из того, что за период развития орла его масса составила 5 кг.

Задача 3. Десятки миллионов тонн шлаков, которые даёт черная металлургия, идут в отвал и занимают тысячи гектаров земельных угодий, затраты на их вывоз исчисляются миллиардами рублей. Предложите возможные пути использования шлаков.

Задача 4. Подсчитано, что потомки одного полевого одуванчика менее чем за 10 лет могут заселить земной шар, если все семена будут прорастать. Почему же в действительности этого не наблюдается?

Задача 5. Ученые установили, что хвойные породы повреждаются промышленными газами сильнее лиственных. Объясните причину.

Задание №2. В каждом вопросе выберите один верный ответ.

 1.Термин «экология» предложил:

1)      Аристотель

2)      Э.Геккель

3)      Ч.Дарвин

4)      В.И.Вернадский

2.Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:

1)      экосистемой

2)      биотопом

3)      биоценозом

4)      биосферой

3.Общее число особей популяции или общая масса особей на определенной территории, - это:

1)      индекс численности

2)      обилие популяции

3)      плотность популяции

4)      экологическая пирамида

4.Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

1)      одну популяцию одного вида

2)      две популяции одного вида

3)      две популяции двух видов

4)      одну популяцию двух видов

5.Самоизреживание у елей – это пример:

1)      внутривидовой конкуренции

2)      межвидовой конкуренции

3)      комменсализма

4)      старения популяции

6.Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

1)      основным хозяином

2)      промежуточным хозяином

3)      переносчиком

4)      паразитоидом

7.Основную массу живого вещества биосферы составляют:

1)      животные

2)      бактерии

3)      растения

4)      планктон

8.Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

1)      мхи – лишайники – травянистые растения

2)      лишайники – травянистые растения – мхи

3)      лишайники – мхи – травянистые растения

4)      травянистые растения – мхи – лишайники

9.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относятся к:

1)      автотрофам

2)      гетеротрофам

3)      продуцентам

4)      хемотрофам

10.Плодородие почвы определяется количеством:

1)      минеральных веществ

2)      гумуса

3)      живых организмов

4)      воды

11.Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:

1)      повторное использование стеклотары

2)      вегетарианское питание

3)      езда на велосипеде вместо использования автотранспорта

4)      активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды

12.Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служит:

1)      солнечный свет

2)      солнечный свет и растительная пища

3)      растительная и животная пища

4)      солнечный свет и минеральные вещества

13.По мере увеличения плотности популяции рост её численности:

1)      не изменяется

2)      замедляется

3)      ускоряется

4)      в одних случаях замедляется, в других – ускоряется.

14.Участок абиотической и биотической среды, соответствующий экологическим потребностям популяции какого-либо вида, - это:

1)      ареал

2)      экосистема

3)      местообитание

4)      экологическая ниша

15.Основным фактором, регулирующим сезонные циклы у большинства растений и животных, является изменение:

1)      влажности

2)      температуры и влажности

3)      продолжительности дня и температуры

4)      влажности, температуры и продолжительности дня.

 

 

 

Ответы:

Задача 1. Нормальное физиологическое функционирование корневой системы нарушается из-за высокой кислотности почвы, плохой её аэрации и наличия токсических веществ на сфагновых болотах.

Задача 2. Если грубо принять, что в биомассу тела животного переходит в среднем 10% съеденной им пищи (правило экологической пирамиды), то орёл для достижения массы в 5 кг должен съесть 50 кг змей, змеи должны съесть 500 кг лягушек, лягушки – 5000 кг кузнечиков, кузнечики – 50000 кг злаков.

Задача 3. Из шлаков можно получать металл и цемент, изготавливать строительные материалы и покрытия автомобильных дорог, щебень, пемзу, теплоизоляционные изделия, удобрения.

Задача 4. Размножение одуванчика ограничивается неблагоприятными условиями среды. Кроме того, одуванчик является кормом для растительноядных животных.

Задача 5. Хвойные деревья плохо переносят загазованность воздуха и копоть, так как хвоинки – многолетние. Следовательно, в них больше накапливается ядовитых веществ. Поэтому в крупных городах с развитой промышленностью хвойные деревья приживаются гораздо хуже лиственных.

Тесты:

1 – 2); 2 – 3); 3 – 2); 4 – 3); 5 – 1); 6 – 1); 7 – 1); 8 – 3); 9 – 2); 10 – 2); 11 – 4); 12 – 1); 13 – 2); 14 – 3); 15 – 3).