Яндекс.Метрика

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

 

Часть 1

 

1.Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) экология

2) эволюционное учение

3) систематика

4) цитология

 

2.Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

1) размножением

2) обменом веществ

3) раздражимостью

4) саморегуляцией

 

3.Митохондрии отсутствуют в клетке у

1) эвглены зелёной

2) одуванчика обыкновенного

3) озёрной лягушки

4) туберкулёзной палочки

 

4.В современной флоре господствуют

1) голосеменные

2) покрытосеменные

3) папоротникообразные

4) водоросли

 

5.Какие растения относятся к отделу Мохообразные?

1) обитающие во влажных местах и размножающиеся семенами

2) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами

3) все растения влажных мест обитания

4) все травянистые растения

 

6.Примером симбиоза могут служить отношения

1) осины и подосиновика

2) берёзы и зайца

3) волка и лисы

4) человека и аскариды

 

7.Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть от воды при оплодотворении?

1) Покрытосеменные

2) Папоротникообразные

3) Голосеменные

4) Мхи

 

8.Какими жизненными формами представлены цветковые растения?

1) деревьями, кустарниками, травами

2) только деревьями и кустарниками

3) только однолетними травами

4) однолетними и многолетними травами

 

9.Высшие споровые растения – это

1) грибы и мхи

2) мхи и папоротники

3) водоросли и мхи

4) водоросли и лишайники

 

10.У какого из приведенных типов беспозвоночных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?

 1) у членистоногих

2) у моллюсков

3) у плоских червей

4) у круглых червей

 

11.Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?

1) смена температуры

2) уровень влажности воздуха

3) наличие убежища

4) продолжительность дня и ночи

 

12.Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняют молекулы

1) ДНК

2) белков

3) жиров

4) углеводов

 

13.В основе роста и развития любого многоклеточного организма лежит процесс

1) обмена веществ

2) деления клетки

3) оплодотворения

4) эволюции

 

14.В цикле развития папоротника преобладает

1) спора

2) бесполое поколение (спорофит)

3) половое поколение (гаметофит)

4) многолетнее корневище

 

15.Какие из перечисленных насекомых развиваются с неполным превращением?

1) двукрылые

2) прямокрылые

3) жесткокрылые

4) чешуекрылые

 

16.Природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, - это

1) пищевая цепь

2) экосистема

3) круговорот веществ

4) биоценоз

 

17.Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой тундры?

1) длинные цепи питания

2) преобладание растений одного вида

3) замкнутый круговорот химических элементов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

 

18.К голосеменным растениям относятся

1) ель и клён

2) берёза и орешник

3) сосна и пихта

4) лютик и клевер

 

19.В приведённой ниже таблице между содержанием 1-го и 2-го столбца имеется определённая связь

Объект

Процесс

………

внутриклеточное пищеварение

вакуоль

хранение питательных веществ

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) хромопласт

2) ЭПС

3) комплекс Гольджи

4) лизосома

 

 

  1. В приведённой ниже таблице между содержанием 1-го и 2-го столбца имеется определённая связь

Объект

Процесс

дыхание

окисление органических веществ

испарение

…………

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) выделение воды

2) накопление веществ

3) обмен веществ

4) образование органических веществ

 

 

21.Верны ли следующие суждения о жизненных формах растений?

А. Жизненная форма растения – это способ его размножения

Б. По жизненным формам растения делят на однодомные и двудомные

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

22.Верны ли следующие суждения о простейших животных?

А. К простейшим животным относят животных, имеющим в своём строении три слоя клеток: эктодерму, мезодерму и энтодерму.

Б. Клетки простейших животных выполняют функции целого организма

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

 

23.Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания?

1) хламидомонада

2) мухомор

3) кукушкин лён

4) кукушка

5) дождевой червь

6) лук репчатый

 

 

24.Шиповник – это декоративный кустарник, используемый в озеленении из-за красивых цветков и побегов, покрытых шипами. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка 3 утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Побеги растения способны к фотосинтезу.

2) Растение имеет плоды.

3) У растения несколько стволиков, растущих из одного узла.

4) Цветки шиповника обоеполые.

5) Шиповник можно встретить в садах и парках.

6) Шиповник является холодостойким растением.

 

25.Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отряд Хищные

2) тип Хордовые

3) вид Белый медведь

4) род Медведь

5) класс Млекопитающие

6) царство Животные

 

26.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды

2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды

5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз

 

27.Вставьте в текст «Аскарида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в бланк ответов.

АСКАРИДА

Аскариды – крупные ________________ (А) черви, их длина может достигать 40см. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают заболевание ________________ (Б). Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкая кишка. Аскариды – раздельнополые. Аскариды свободно продвигаются по ходу _______________ (В) тракта, поэтому могут заползти в органы _______________ (Г) системы, вызвав тем самым удушье. Заразиться можно, съев немытые овощи или фрукты. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к _____________ (Д) стенки кишечника.

 

28.Вставьте в текст «Царство Грибы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в бланк ответов.

ЦАРСТВО ГРИБЫ

Грибы по способу питания являются ___________ (А). Это сближает их с __________ (Б). Клеточные стенки, содержащие __________ (В), выполняют опорную функцию. От растений их отличает отсутствие в клетках ___________ (Г), а сближает неограниченный рост.

 

Часть2

ГРИБЫ И РАСТЕНИЯ

Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное вещество гликоген, клеточную стенку, прочность которой придаёт хитин. Грибы поглощают пищу путём всасывания (осмотрофно), способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.

Растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придаёт целлюлоза, поглощают пищу путём всасывания (осмотрофно), рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.

29.Используя содержание текста «Грибы и растения», ответьте на следующие вопросы:

1) Какой тип питания имеют растения?

2) Какое запасное питательное вещество используют грибы?

3) Какое вещество придаёт прочность клеточной стенке грибов?

 

СРЕДЫ ЖИЗНИ

Среда обитания (жизни) – это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определённое воздействие. На нашей планете живые организмы освоили четыре среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. Первой была освоена водная среда. Затем появились паразиты и симбионты, использующие организменную среду обитания. В дальнейшем, после выхода жизни на сушу, живые организмы населили наземно-воздушную среду, а одновременно с этим создали и заселили почву. Под почвенной средой обитания подразумевают не только собственно почву, но и горные породы поверхностной части литосферы.

30.Используя содержание текста «Среды жизни», ответьте на следующие вопросы:

1) Кто населяет организменную среду обитания кроме паразитов?

2) Какая из сред – наземно-воздушная или почвенная – была освоена раньше?

3) Как называют среду обитания метанообразующих бактерий газовых месторождений?

 

31.Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Численность устьиц у некоторых растений

Название растения

Число устьиц на 1мм3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

3

Водоём

Дуб

0

438

Влажный лес

Яблоня

0

248

Плодовый сад

Овёс

40

47

Поле

Молодило

11

14

Каменистые сухие места

 

1)Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

2)Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение

3)Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

 

 

32.Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на вопросы.

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке

Доля выживших птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

 

1)Какая зависимость существует между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2)Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3)Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?