Яндекс.Метрика

ФГОС. Итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы

Тема: Подведём итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы?

Задачи и содержание: повторить, обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по следующим направлениям: называть условия, необходимые для жизни; приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания; выделять и характеризовать крупные систематические группы — царства; объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу; распределять перечисленные организмы по царствам живой природы.

Оборудование: учебник («Биология 5-6 класс», линия Пономарёвой), тетради для проверочных работ, карточки с заданиями.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Методика урока.
  • Знакомлю учащихся с содержанием заданий в проверочной работе и порядком их выполнения:
  • Задания №1 и №2 рассчитаны на активную деятельность учащихся, их умение ориентироваться в учебнике и использовать ранее полученные знания;
  • Задание №3 поможет проверить знания учащихся по пяти царствам живой природы, а также в доступной для детей форме покажет разницу в содержании понятий «систематическая группа» и «экологическая группа»;
  • Задание №4 выполняется при помощи иллюстративного материала учебника, который учащиеся ищут самостоятельно;
  • Цель выполнения задания №5 – поработать над понятиями «вид» и «царство» и закрепить знания о признаках царства животных;
  • Задания №6 и №12 предполагают проверку знания учащимися конкретных представителей каждого царства, что позволяет закрепить не только знание названий пяти царств, но и умение  проводить анализ предложенной информации;
  • Задания № 7, №10, №11 посвящены особенностям питания растений и животных;
  • При выполнении заданий №8 и №9 требуется знание понятий «одноклеточный организм» и «многоклеточный организм».

 

  • Предлагаю учащимся выполнить проверочную работу следующего содержания:

1.Заверши предложение, назвав условия, необходимые для жизни.

Больше живых организмов обитает там, где наиболее благоприятные для их жизни условия: _____________________________________________________________________ .

2.Приведи примеры приспособленности организмов:

а) к условиям пустыни: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) к условиям Арктики: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Назови пять крупных систематических групп – царств, которые выделяют учёные, проводя классификацию живых организмов нашей планеты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В одном лесу могут обитать птицы, млекопитающие, насекомые и расти травы, деревья, грибы. Распредели перечисленные организмы по царствам живой природы и запиши их названия в таблицу.

Представители царства

Название царства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Рассмотри рисунок 102 учебника – на нём изображены несколько видов синиц. Все они относятся к царству животных. Назови признаки этого царства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Найди ошибку в приведённом перечне живых организмов.

К растениям относят следующие живые организмы: кувшинку, ель, подберёзовик, мох, сыроежку, папоротник, водоросль. К царству растений не относят _________________

_________________________ , так как они не имеют ______________________________ .

7.Объясни, почему без растений жизнь на Земле невозможна, вписав в предложение недостающие слова.

Все живые организмы, относящиеся к царству растений, образуют на свету _________

________________________ вещества, обеспечивая _______________________ различные организмы.

8.Назови царства живой природы, в которых встречаются организмы, состоящие из одной клетки.

Организмы, состоящие из одной клетки, встречаются в царствах: __________________

_____________________________________________________________________________ .

9.Составь характеристику представителей царства Вирусы, выбрав правильные ответы из предложенных вариантов (отметь их знаком «+»):

1)имеют клеточное строение

 

2)представляют собой неклеточную форму жизни

 

3)гораздо меньше бактерий по размерам

 

4)видны в световой микроскоп

 

5)видны только в электронный микроскоп

 

6)могут жить за счёт других живых организмов

 

7)могут жить самостоятельно, независимо от других живых организмов

 

10.Впиши недостающие слова.

Все животные в поисках пищи передвигаются: рыбы плавают, птицы и насекомые ___________________ , гидра __________________________ , червь ___________________ , лошадь __________________________ .

  1. Объясни, почему растения могут жить «не сходя с места».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Заполни таблицу, назвав царства живой природы, к которым относятся приведённые в ней организмы-паразиты, и «хозяев» этих паразитов.

Паразит

Название царства

Организм-хозяин

Трутовик

 

 

Вирус гриппа

 

 

Дизентерийная амёба

 

 

Бычий цепень

 

 

Вирус СПИДа

 

 

Туберкулёзная бактерия

 

 

 

Данная проверочная работа составлена на основе заданий из рабочей тетради №2 к учебнику Биологии 5-6 класс авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова, М., Вентана-Граф, 2013г, входящих в систему «Алгоритм успеха».

 

4.Динамическая пауза (в середине урока).

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание: §37.