ФГОС. Итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы
Тема: Подведём итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы?
Задачи и содержание: повторить, обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по следующим направлениям: называть условия, необходимые для жизни; приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания; выделять и характеризовать крупные систематические группы — царства; объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу; распределять перечисленные организмы по царствам живой природы.
Оборудование: учебник («Биология 5-6 класс», линия Пономарёвой), тетради для проверочных работ, карточки с заданиями.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Методика урока.
- Знакомлю учащихся с содержанием заданий в проверочной работе и порядком их выполнения:
- Задания №1 и №2 рассчитаны на активную деятельность учащихся, их умение ориентироваться в учебнике и использовать ранее полученные знания;
- Задание №3 поможет проверить знания учащихся по пяти царствам живой природы, а также в доступной для детей форме покажет разницу в содержании понятий «систематическая группа» и «экологическая группа»;
- Задание №4 выполняется при помощи иллюстративного материала учебника, который учащиеся ищут самостоятельно;
- Цель выполнения задания №5 – поработать над понятиями «вид» и «царство» и закрепить знания о признаках царства животных;
- Задания №6 и №12 предполагают проверку знания учащимися конкретных представителей каждого царства, что позволяет закрепить не только знание названий пяти царств, но и умение проводить анализ предложенной информации;
- Задания № 7, №10, №11 посвящены особенностям питания растений и животных;
- При выполнении заданий №8 и №9 требуется знание понятий «одноклеточный организм» и «многоклеточный организм».
- Предлагаю учащимся выполнить проверочную работу следующего содержания:
1.Заверши предложение, назвав условия, необходимые для жизни.
Больше живых организмов обитает там, где наиболее благоприятные для их жизни условия: _____________________________________________________________________ .
2.Приведи примеры приспособленности организмов:
а) к условиям пустыни: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) к условиям Арктики: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Назови пять крупных систематических групп – царств, которые выделяют учёные, проводя классификацию живых организмов нашей планеты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.В одном лесу могут обитать птицы, млекопитающие, насекомые и расти травы, деревья, грибы. Распредели перечисленные организмы по царствам живой природы и запиши их названия в таблицу.
Представители царства |
Название царства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Рассмотри рисунок 102 учебника – на нём изображены несколько видов синиц. Все они относятся к царству животных. Назови признаки этого царства.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Найди ошибку в приведённом перечне живых организмов.
К растениям относят следующие живые организмы: кувшинку, ель, подберёзовик, мох, сыроежку, папоротник, водоросль. К царству растений не относят _________________
_________________________ , так как они не имеют ______________________________ .
7.Объясни, почему без растений жизнь на Земле невозможна, вписав в предложение недостающие слова.
Все живые организмы, относящиеся к царству растений, образуют на свету _________
________________________ вещества, обеспечивая _______________________ различные организмы.
8.Назови царства живой природы, в которых встречаются организмы, состоящие из одной клетки.
Организмы, состоящие из одной клетки, встречаются в царствах: __________________
_____________________________________________________________________________ .
9.Составь характеристику представителей царства Вирусы, выбрав правильные ответы из предложенных вариантов (отметь их знаком «+»):
1)имеют клеточное строение |
|
2)представляют собой неклеточную форму жизни |
|
3)гораздо меньше бактерий по размерам |
|
4)видны в световой микроскоп |
|
5)видны только в электронный микроскоп |
|
6)могут жить за счёт других живых организмов |
|
7)могут жить самостоятельно, независимо от других живых организмов |
|
10.Впиши недостающие слова.
Все животные в поисках пищи передвигаются: рыбы плавают, птицы и насекомые ___________________ , гидра __________________________ , червь ___________________ , лошадь __________________________ .
- Объясни, почему растения могут жить «не сходя с места».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Заполни таблицу, назвав царства живой природы, к которым относятся приведённые в ней организмы-паразиты, и «хозяев» этих паразитов.
Паразит |
Название царства |
Организм-хозяин |
Трутовик |
|
|
Вирус гриппа |
|
|
Дизентерийная амёба |
|
|
Бычий цепень |
|
|
Вирус СПИДа |
|
|
Туберкулёзная бактерия |
|
|
Данная проверочная работа составлена на основе заданий из рабочей тетради №2 к учебнику Биологии 5-6 класс авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова, М., Вентана-Граф, 2013г, входящих в систему «Алгоритм успеха».
4.Динамическая пауза (в середине урока).
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание: §37.