УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

Могут ли растения размножаться без семян - 5 класс

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Тема: «Могут ли растения размножаться без семян?»

презентацию к уроку можно скачать здесь

Дата урока: 10 декабря 2012г. Урок подготовлен учителем биологии МБОУ ООШ п.Тельмана Моздокского р-на РСО-А Стефутиной Ириной Викторовной

ВИД УРОКА: изучение новой темы с элементами проблемного обучения и практической работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1)     Обучающие: сформировать представление учащихся о способах бессеменного, т.е. бесполого размножения растений их вегетативными частями; обучить практическим навыкам работы с растениями, а именно умению размножать комнатные растения бесполым путём.

2)     Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, навыки видения проблемных ситуаций и путей их решения; развивать навыки самооценки и объективной оценки другого.

3)     Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к природе и к школьному имуществу.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  •  Биология растений – ботаника (вегетативные органы и их использование в процессе размножения растений).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: опросные карточки для проверки пройденных тем, инструктивные карточки к опытам, презентация к уроку, комнатные растения для постановки опытов и для демонстрации (амариллис и его луковица, любой кактус с «детками», традесканция, фиалка, бегонии разных видов, хлорофитум, герань), лабораторное оборудование, почвосмесь, дренаж, рассадные емкости, препарат «Корневин», таблица по правилам ТБ в кабинете биологии.

 

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

 

2.Повторение изученного:

     Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Но прежде мы вспомним материал пройденных тем.

Письменный тест-опрос:

1) Наука о живом – это:

а) биология

б) география

в) физика

г) химия

2) Простейший увеличительный прибор – это:

а) бинокль

б) лупа

в) микроскоп

г) телескоп

3) Зрительная трубка (тубус) в микроскопе служит для того, чтобы…

а) направлять свет в отверстие на предметном столике

б) размещать на нём объект исследования

в) соединять окуляр и объектив

г) увеличивать изображение, полученное от объектива

4) Клетка, из которой начинает развиваться новый организм – это:

а) зигота

б) спермий

в) сперматозоид

г) яйцеклетка

5) Часть семени, из которой в дальнейшем появится новое растение, называется:

а) рубчиком

б) зародышем

в) семядолей

г) семенной кожурой

 

Проведем взаимопроверку: поменяйтесь работами, я буду говорить правильные ответы, а вы, если в этом есть необходимость, исправляйте неправильные ответы своего товарища.

 

3.Мотивация и изучение нового материала.

       Ребята, на прошлых уроках мы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. Как называется такой способ размножения? (ответы детей) Нам известен ещё один способ размножения. Какой? (ответы детей) Давайте вспомним строение растения (слайд 3) и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей). Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока… (варианты детей и окончательное озвучивание темы учителем) «Могут ли растения размножаться без семян?» (слайд 4).

     Любой организм, который не может успешно размножаться, обречен на вымирание. Мы уже знаем, что для растений характерен как половой, так и бесполый способ размножения. На прошлом уроке вы получили возможность изучить строение семян различных растений и этапы их прорастания. Семя – это результат полового размножения растений. Когда говорят о бесполом размножении растений, имеют в виду вегетативное размножение (от греческого «вегето» - расту). Соответственно, такие части растения, как корень, стебель и лист  – это его вегетативные части. Давайте рассмотрим способы вегетативного размножения на комнатных растениях.

     Со временем все комнатные растения или вырастают слишком большими, или дряхлеют, и тогда их надо заменять более молодыми и сильными. Для вегетативного размножения комнатных растений можно использовать практически любую их часть: листья, стебли, отводки; можно размножить растение делением куста. Вегетативный способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр. Вегетативное размножение имеет общие принципы (слайд 5):

  1. Работать всегда только с чистыми инструментами.
  2. Нельзя касаться места среза.
  3. Поверхность среза должна быть ровной, иначе может начаться гниение.
  4. Перед помещением отводка в землю желательно окунуть место среза в специальное ростовое вещество.

     Итак, давайте рассмотрим один из способов вегетативного размножения - при помощи стеблевого черенка. В качестве подопытного растения возьмём традесканцию зебрину (демонстрация). Отрезаем веточку традесканции наискось под четвертым листом. Затем отрезаем последний, чет­вертый лист. Срезанную веточку опускаем в раствор «Корневина» и втыкаем во влажный субстрат на глубину 2 см, ближе к краю цветочного горшка, и пальцами правой и левой руки обжимаем влажный субстрат вокруг веточки, чтобы она лучше держалась. Накрываем веточку полиэтиленовым пакетом, чтобы она не за­вяла. Горшок с черенком ставим в светлое теплое место, но не на солнце. Через 2 дня начну ежед­невно приподнимать пакет, чтобы освежать воздух вокруг черенка, а через 8—10 дней, когда черенок укоренится, пакет сниму совсем, чтобы приучить растение к сухому воздуху.

     Ещё один способ вегетативного размножения - размножение растений луковицами-детками. Для этого необходимо при посадке растения отделить деток от материнского растения и высадить их в отдельные цветочные горшки. Я для этого примера взяла луковицу-детку комнатного растения амариллиса (демонстрация). Таким же способом можно размножать овощные культуры (лук, чеснок) и цветочно-декоративные растения (тюльпан, гиацинт).

     Можно укоренять и боковые отростки - небольшие растения, образующиеся у основания родительского растения. Такие отростки дают большинство кактусов.

В школьный зал пришла ежиха

Посмотреть на двух ежат:

,,Почему они так тихо

на окне всегда лежат?

Вы, ежата, мне скажите:

Вы здоровы или нет?

Если да, то выходите

Поглядеть на белый свет”

Но сказали ей ребята:

- Мы ежей не держим тут.

Это вовсе не ежата – Это кактусы растут!

Ей теперь смотреть обидно

На колючих малышей

- Двух обманщиков, как видно,

Приняла я за ежей.

 

     Листовые черенки чаще всего используют для размножения узамбарских фиалок и бегоний. В этом случае нужно воткнуть или положить лист в увлажненную смесь и накрыть его полиэтиленовым пакетом.

     Нельзя не упомянуть и о важности вегетативного размножения  для сельского хозяйства. Ведь намного проще и быстрее можно размножить вегетативным способом такие известные садово-огородные культуры как малина, смородина, крыжовник, земляника, некоторые сорта яблонь, а также огромное количество декоративных растений.

 

4.Динамическая пауза. Теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку (дети изображают озвученное учителем стихотворение):

 Нежный маленький бутон. Туго-туго свёрнут он. Солнце луч ему протянет, И бутон гвоздикой станет.

 

     А сейчас – рубрика «Удивительное – рядом». Некоторые ребята подготовили краткие сообщения о необычных фактах из жизни растений, в том числе и об их размножении, послушаем же их.

1 ученик: «В отличие от большинства животных, растения растут всю свою жизнь и даже из небольшого их кусочка может образоваться новое. Объясняется это тем, что у растений есть ткань, которая всегда остается молодой. Эта ткань, меристема (от греч. «делиться»), способна продуцировать путем деления все новые и новые клетки. Когда вы отрезаете кончик плети вьющегося комнатного растения, то и в отрезанном куске, и в растении, от которого он был отрезан, остается меристема, так что оба они сохраняют способность к росту».

2 ученик: «Еще удивительнее то, что клетки из какой-либо одной части растения, например из листа, могут превращаться в клетки какой-нибудь другой его части, скажем корня. Хотя в самом листе нет ткани, которая всегда остается молодой, его клетки способны изменять свои функции и принимать на себя новые роли. Вот почему один-единственный листок узамбарской фиалки может в благоприятных условиях вырасти в новое растение, столь же красиво цветущее, как и родительское».

3 ученик: «Вегетативным способом размножают розы, гвоздики, тюльпаны и множество других декоративных растений. Кстати, розарий, заложенный нами на одной из школьных клумб, тоже появился в результате вегетативного размножения. Яблони и ряд других плодовых деревьев в районах с умеренным климатом также выращиваются обычно без помощи семян. А некоторые весьма важные культурные растения вообще не способны размножаться иначе, в том числе, например, бананы, апельсины и бескосточковые сорта винограда».

4 ученик: «Плющ относится к растениям, которые не горят в огне. И если при пожаре на пути огня встает преграда из плотной стены плюща, огонь ее не может преодолеть. По мнению астрологов, плющ хорошо влияет на атмосферу дома. В Великобритании один из видов плюща применяют в гомеопатии для приготовления препаратов по борьбе с курением и алкогольной зависимостью».

 

5.Закрепление знаний с выполнением практических действий и решением проблемных ситуаций.

     Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить проблемные ситуации, которые помогут вам закрепить полученные знания (слайд 6). Так как вы будете выполнять практические действия, я хочу вам напомнить правила ТБ при выполнении таких работ. Итак… (повторение правил по таблице, иллюстрирующей правила ТБ в кабинете биологии).

1-я ситуация: Ребята из соседней школы подарили нам несколько клубней очень вкусного и урожайного сорта картофеля. Нам хотелось бы размножить этот картофель на  пришкольном участке и использовать его затем в школьной столовой. Но как получить много картофеля из такого малого количества клубней?

2-я ситуация: Представим себе, что директор школы дала нам задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений? Подумайте, каким способом целесообразнее размножить каждое из предложенных вам растений. Во время работы в качестве подсказки воспользуйтесь инструктивными карточками.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения листовой пластинкой»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, бегонии коралловой) полностью развернувшийся неповреждённый лист.

3)     Переверните лист жилками вверх и положите его на стекло. Отрежьте черешок.

4)     На всех крупных жилках через 2-3см сделайте поперечные надрезы.

5)     Положите лист на почвенный субстрат той стороной, на которой были надрезаны жилки. Пришпильте лист. Полейте посаженный лист водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения листовой пластинкой с черешком»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, бегонии «Бов-арриола») полностью развернувшийся неповреждённый лист.

3)     Отрежьте черешок примерно в 5-ти см от листовой пластинки, обмакните его в растворе «Корневина».

4)     В почвенном субстрате сделайте небольшую лунку и вставьте в неё под углом черенок. Смесь вокруг черенка слегка уплотните.

5)     Полейте посаженный лист водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения ползучими побегами»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, хлорофитума) полностью развитое растеньице, расположенное на кончике одного из усов.

3)     Сделайте углубление в почвенном субстрате и поместите туда растеньице, предварительно опустив его нижнюю часть в раствор «Корневина».

4)     При посадке следите, чтобы почва не засыпала верхушечную почку растения.

5)     Уплотните почву вокруг посаженного растения. Полейте посаженное растение водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения стеблевым черенком»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, герани) полностью сформированный стеблевой черенок длиной 7-15см.

3)     Отрежьте листья с нижней части черешка, обмакните эту часть в растворе «Корневина».

4)     В почвенном субстрате сделайте карандашом углубление, поместите в него черенок. Смесь вокруг черенка слегка уплотните.

5)     Полейте посаженное растение водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

 

6.Подведение итогов урока:

  •  Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?
  • Выставление оценок за урок.

 

  1. Домашнее задание: §28, повторить §21 – 27 (слайд 7).

 

 

ИСТОЧНИКИ:

  1. http://manstar.ru
  2. http://abcplanet.ru
  3. http://www.km.ru/referats
  4. http://revolution.allbest.ru
  5. http://wiki.pskovedu.ru
  6. http://malskola-7.ucoz.ru
  7. http://59209s003.edusite.ru
  8. http://do.gendocs.ru
  9. http://webfile.ru
  10. http://allforchildren.ru
  11. Мак-Миллан Броуз Ф. «Размножение растений» Пер. с англ. – М.: Мир, 1987
  12. Сухова Т.С., Строганов В.И. учебник «Природоведение: 5класс», М.: Вентана-Граф, 2009
  13. Сухова Т.С., Строганов В.И. учебник «Биология: 5-6классы», М.: Вентана-Граф, 2012 (новый ФГОС, система «Алгоритм успеха»).