УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

Урок по теме "Лишайники"

Предмет: биология

Учитель: учитель биологии МБОУ ООШ пос. Тельмана Моздокского р-на РСО-А Стефутина Ирина Викторовна

Класс: 5

Базовый учебник: «Биология» 5 класс. Авторы И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. ИЦ «Вентана-Граф» 2017

Тема урока: «Лишайники»

Тип урока: проблемно-поисковый

Задачи урока:

  • Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
  • Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:
формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
  2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.
  3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, таблица «Лишайники», таблица «Лишайники: стенная золотянка», натуральные образцы листоватых лишайников, гербарные материалы лишайников, лупы, микроскоп, микропрепарат «Срез лишайника» (из комплекта микропрепаратов «Ботаника II»), для моделирования тела лишайника бумага, фломастеры, клей, ножницы, нитки, зеленый пластилин.  

 

Источники информации:

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/05/11/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-biologii-5-klass

https://open-lesson.net/455/

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/12/23/urok-lishayniki-5-klass

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583740/

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641695/

 

Технологическая карта урока

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1этап

Организационный момент

(1 минута)

Здравствуйте ребята!

Я сегодня очень рада
Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы  вместе  сочиним урок!

 

Но прежде, чем начать урок, давайте вспомним некоторые правила вежливости:

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … (внимательным).

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … (понятно).

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … (руку поднимать).

приветствуют учителя и друг друга,

настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

 дополняют фразы учителя

2 этап

Актуализация знаний по пройденному материалу

(8 минут)

Ребята мы продолжаем изучение главы «Многообразие живых организмов». Давайте вспомним то, что вы уже знаете по этой теме.

 

Устный опрос:

 

1. Какой раздел биологии занимается изучением классификации живой природы?

(систематика)

2. Назовите самую крупную и самую наименьшую единицу систематики?

(царство и вид)

3. Перечислите царства живой природы. Какое из них представлено организмами с неклеточной формой жизни?

(Бактерии, Грибы, Растения, Животные и Вирусы, которые являются неклеточной формой жизни)

4. Какие заболевания являются вирусными?

(СПИД, оспа, корь, грипп и т.д.)

5. Какой русский ученый открыл вирусы?

(Д.И.Ивановский при изучении мозаичной болезни табака)

6. Какова отличительная черта бактериальной клетки? К какой особой группе организмов относятся бактерии?

(отсутствие чётко оформленного ядра; прокариоты)

7. К какой группе относятся организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой?

(эукариоты)

8. Чем различаются автотрофные и гетеротрофные организмы? (автотрофы способны образовывать органические вещества из неорганических, гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами и не имеют хлорофилла)

9.На какие большие группы делится царство Растения? (цветковые, голосеменные, мхи, папоротники, хвощи, плауны, водоросли)

10.Чем водоросли отличаются от всех других растений? (их тело не расчленено на органы (называется слоевищем), поэтому водоросли считаются низшими растениями)

11.Какие животные называются Простейшими? Приведите примеры (микроскопические животные, состоящие из одной клетки – амёбы, инфузории, радиолярии, фораминиферы и т.д.)

12. Как называется тело гриба? Чем оно представлено? (тело гриба называется грибницей и представлено тонкими ветвящимися трубчатыми нитями – гифами)

13.Что такое грибокорень? (симбиоз гриба и растения - микориза)

14.Что такое симбиоз? (совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов)

 

 

 

 

 отвечают на вопросы учителя

3 этап Формулирование темы и задач урока

(3 минуты)

Молодцы, ребята, показали свои знания. А теперь я прошу вас вдуматься в слова отечественного ученого Климентия Аркадьевича Тимирязева, в которых он говорит о каких-то необычных живых организмах. Попробуем догадаться о каких.

 «Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»

А теперь посмотрите на коллекции живых материалов и на гербарии, которые лежат перед вами. У вас на столах лежат лупы. Рассмотрите эти организмы.

Эти же организмы вы видите на фото-гербариях.

- Встречали ли вы эти организмы в природе? Эти удивительные существа называют лишайниками. С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы – сфинксе. Это таинственное существо подстерегало человека и загадывало ему загадки. Поэтому слово «сфинкс» стало символом чего-то таинственного и загадочного. И не случайно так назвали лишайники. Они загадали ученым множество загадок.  Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это группа организмов?

А вы любите загадки? Попробуем разгадать загадки лишайников?

Итак, тема нашего урока – «Лишайники». Запишем её в тетрадях.

 

Какие задачи мы перед собой поставим?

  1. Изучить строение лишайников.
  2. Изучить способ питания лишайников.
  3. Узнать, где обитают лишайники.
  4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека.
  5. Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.

 

 

 Высказывают разные предположения

 

 

 

Рассматривают предложенные материалы

 

 отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

записывают тему

 

 

4 этап

Изучение нового материала

(16 минут)

- Что такое лишайники? Найдите определение в учебнике. Прочитайте его и выпишите в тетрадь.

 

Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов и широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах.) Они используют субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты – 7-8метров.
Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет. Нередко возраст слоевища насчитывает несколько сотен и даже тысячу лет. Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста горных пород. Когда открыли статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Обычные радиоуглеродные методы были не применимы, т.к. статуи были высечены из вулканического туфа. Сравнили размеры слоевищ на фотографиях 1914 и 1961 гг. и по годовому приросту определили минимальный возраст статуй - 430 лет.

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с такими кожными заболеваниями, как лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как «бородавка», что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для жизнедеятельности им необходимы свет, влага и углекислый газ. Влагу они поглощают поверхностью тела во время дождей или из воздуха (роса, туман). В сильную жару высыхают, крошатся, но с появлением воды оживают.

 Долгое время ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. Строение лишайников впервые изучили русские ботаники Фамицин и Баранецкий. Таким образом, лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли.

Тело лишайника называется слоевище. Где мы встречали этот термин? (тело многоклеточных водорослей) Посмотрим, как выглядит тело лишайника под микроскопом.

Прочитаем статью «Жизнедеятельность лишайников». Какой вывод можно сделать?

(Лишайники – симбиотические организмы)

Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах, где растения жить, не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например, мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

Лишайники - удивительные организмы и в природе и жизни человека имеют определенное значение. Лишайники используются в фармацевтической промышленности. В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы. В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов. Японцы их используют в пищу. Всем известна легенда о «манне небесной». Это кочующий лишайник, на самом деле часто спасавший людей от голода. Используют лишайники и в сельском хозяйстве. Это основной корм для северных оленей, вещества, получаемые из лишайников, используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Есть особое направление экологии –   лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Путем наблюдений были установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и последними - накипные. Попробуйте объяснить, почему именно в такой последовательности.

(У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений). Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, могут жить только в чистой, незагазованной местности. Ученые их называют «Индикаторы чистоты».

записывают определение

 

слушают сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с микроскопами

 

Работают с текстом учебника

 

 Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

5 этап

Динамическая пауза

(2 минуты)

Упражнения для опорно-двигательного аппарата и упражнения для снятия усталости с глаз.

проводят физминутку

6 этап

Первичное закрепление знаний. Практическая работа

(10 минут)

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно

 

Задание №1. Практическая работа: пользуясь рисунком 58 (с.67) из разных комплектующих составьте модель-аппликацию, отражающую строение лишайника. (Картон, клей, нитки, ножницы, карандаши, фломастеры и пластилин зелёного цвета)

 

Задание №2. Найти ответы на вопросы. Ответ должен быть односложным – «да» или «нет».
1. Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве, и даже на камнях. (Да.)
2. Лишайники состоят из нитей гриба и одноклеточных водорослей. (Да.)
3. Лишайники не причиняют никакого вреда деревьям, на которых они поселяются. (Да.)
4. Лишайник – это одно растение. (Нет.)
5. Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. (Да.)
6. Растет лишайник очень быстро. (Нет.)
7. Тело лишайника образовано бактериями и водорослями. (Нет.)
8. «Олений мох» – кустистый лишайник ягель, широко распространен в тундре. (Да.)

 

 

 

Работают над моделированием тела лишайника

 

 

 

выполняют задания, проводят самоконтроль выполнения теста

7 этап

Информация о домашнем задании

(2 минуты)

Как обычно, ребята, домашнее задание будет носить разноуровневый характер:

1) §15 пересказ, записи, вопр.с.69, повторить §8-14

2) составить кроссворд по теме «Лишайники»

3) подготовить фотоотчет на тему «Лишайники моего приусадебного участка»

слушают, записывают домашнее задание

8 этап

Рефлексия

(2 минуты)

Ребята, давайте проведем небольшое обобщение – завершите высказывания:

 

На уроке мы говорили о …

Теперь я умею …

Самым интересным для меня на уроке было …

Я похвалил(а) бы себя за то, что …

Теперь я знаю то, что …

После этого урока мне захотелось …

Трудным моментом на уроке для меня было …

В дальнейшем знания этого урока мне пригодятся для того, чтобы …

 

 

 

 

анализируют свою работу на уроке

 

 

 

 

9 этап

Подведение итогов урока

(2 минуты)

Вот и кончился урок,                                               

И подводим мы итог!

 

Комментирование работы обучающихся на уроке. Выставление оценок за урок.

 

Всем спасибо за урок! До свидания!

 

 

слушают учителя, подают на оценки дневники, прощаются