УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

Доклад на тему "Современный урок биологии. Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приёмы и формы преподавания предметного содержания"

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

 

«Современный урок биологии.

Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приёмы и формы преподавания

предметного содержания»

 

 

Подготовлен учителем биологии

МБОУ ООШ пос. Тельмана

Моздокского р-на РСО-А

Стефутиной Ириной Викторовной

 

Заслушано на РМО учителей биологии

Руководитель РМО: _______________ /_____________________/

« ____» ______________ 2021г.

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

 

  1. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/06/28/tselepolaganie-na-uroke-biologii-realizatsiya-trebovaniy-fgos
  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/274654-formy-i-metody-raboty-na-uroke-biologii
  3. http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/314_2016
  4. http://sgpi.ru/user/-244/umk/18-

 

Угроза глобального антропогенного экологического кризиса привела к осознанию особой роли биологического образования в решении возникших перед обществом проблем. В настоящее время мы являемся свидетелями острых дискуссий о путях реформирования биологического образования молодежи, в первую очередь в средней школе. Вопросы биологического образования находятся в центре внимания не только в России, но и во многих других странах. Международный союз биологических наук при ЮНЕСКО (CBE-IUBS) отмечает, что наряду с особенностями, характерными для отдельных стран, существуют и общие проблемы в биологическом образовании. Главная среди них – всеобщая биологическая неграмотность большинства населения.

Биология - важнейший предмет школьного естественнонаучного образования. В связи с внедрением ФГОС разрабатывается структура и содержание новой системы биологического образования, по-новому определяется его качество и результаты.

В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке. Для повышения эффективности обучения необходимо планировать и использовать не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной.

Происходят изменения в преподавании предмета. Первое место занимают развивающие и социализирующие цели, а само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Для того, чтобы решить эту задачу применяются инновационные технологии В практику внедряются такие инновационные технологии как:

1.Технологии дифференциации и индивидуализации;

2.Проектные технологии, предполагающие организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

3.Технологии проблемного обучения;

4.Интерактивные технологии;

5.Информационные технологии;

6.Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

7.Уроки на основе электронных учебников.

Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.

Современный урок биологии - это урок, характеризующийся следующими признаками:

  1. Главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания.
  2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
  3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
  4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
  5. Организация урока динамична и вариативна.
  6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Разрабатывая урок по ФГОС, учитель должен придерживаться некоторых правил. Во-первых, конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе. Отобрать учебный материал. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока. Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

     Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Цели должны быть понятны, осознаны, реальны, достижимы. В реализации данный этап не прост, требует продуманных средств, приёмов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Правила целеполагания:

  1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной.
  2. Из формулировки цели должно быть понятно, достигнута она в конкретный момент или нет.
  3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.
  4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.
  5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.

После постановки цели урока идет реализация поставленных задач: это может быть изучение объекта с помощью видеосюжетов и составление опорного конспекта или схемы; поиск ответов на проблемный вопрос; выполнение мини-исследования по имеющимся у обучающихся знаний, материалов учебника или рисунка на слайде; определение вывода при помощи приема: «А знаете ли вы?»; проведение лабораторной работы.

 

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Задача учителя заключается в том, чтобы найти эти струны и помочь им зазвучать - соло, дуэтом или целым оркестром. Для этого учителю очень важно увидеть потенциал каждого ученика, создать такие психолого-педагогических условия, при которых обучаемый может проявить активную позицию, раскрыть свою личность. Кто-то активно работает в коллективе, а кто-то делает это медленно и самостоятельно. Одни учащиеся хорошо пересказывают, другие любят практические работы, третьи – предпочитают участие в творческих проектах. Сколько детей, столько личностей со своими умениями и талантами.

Задача учителя заключается в необходимости рассмотреть личность и ее интерес, научить работать на результат, используя различные источники знаний и свои умения. Научить учащихся доносить полученные знания до аудитории и получать радость от выполнения работы. Радоваться своим успехам и делиться ими.

 

Какой урок можно считать успешным?

Для достижения своих задач учителю надо наладить взаимодействие обучаемого и преподавателя с помощью прямых и обратных связей. А заинтересовать ученика на уроке, сделать каждый урок интересным и познавательным поможет создание для каждого «ситуации успеха» и условий для получения «успеха» от результата. Нужно построить урок так, чтобы учащиеся понимали, что «с малой удачи начинается большой успех» и им захотелось повторить свой успех снова и снова, поверить в себя и свои возможности.

 

Как достичь активности?

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий, при которых обучаемый может проявить активную позицию, выразить свое «я». Достичь высокой активности на уроке можно путем индивидуального подхода к каждому ученику, исходя из его умений и стремлений. Направлять его работу в то русло, которое ему интересно. Очень важно вовлекать учащегося в коллективную деятельность-беседу, игру, практическую групповую работу, развивая умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, проявлять свои знания и умения. Очень важно в конце урока сделать анализ проделанной работы, поощрить за большие и малые достижения, но и умело указать на ошибки, «простимулировать» оценкой.

 

Активные и пассивные подходы в обучении.

Сравнение активных и пассивных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10 % того, что читают,

20% того, что слышат,

30% того, что видят,

50% того, что видят и слышат.

При активном восприятии информации ученики держат в памяти:

80% того, что сами говорили,

90% того, что делали сами.

Следовательно, для максимального усвоения информации на уроке необходимо применять активные формы и методы обучения.

 

Приемы активации учащихся.

Наиболее эффективным активным методом обучения на уроке является нестандартное начало урока, которое позволит ученику получить эмоциональный настрой и продолжить урок в активном ритме. Примером может служить разгадывание ребуса, кроссворда, загадок или логических цепочек. Эта часть урока может стать частью их заранее подготовленного домашнего задания по теме.

Для учащегося это будет творческое задание, а для учителя - проверка творческого потенциала учащегося, для обучаемых - «мозговой штурм» для повышения работоспособности и повторения материала.

  • Тесты, кроссворды, викторины.

Продуктивной частью урока по проверке знаний или закреплению материала является использование тестов, результаты которых учащиеся могут оценить друг у друга. Вопросы викторины позволят фронтально поработать с классом и оценить уровень усвоения знаний. В ходе урока можно ввести соревновательный элемент между группами, что позволит ученику включиться в работу и «болеть» за результат своей команды. Все эти методы являются увлекательными для учеников и повышает плодотворность урока.

  • Нестандартные уроки.

Повышение активности учащихся наблюдается на нестандартных уроках: урок-поиск, урок-викторина, бинарный урок, урок-презентация, урок-соревнование, урок-игра.

  • Урок-игра.

Если привычной и желанной формой деятельностью для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, для достижения образовательных целей. Урок – игра может включать в себя презентацию, соревнование, викторину и позволяет раскрыть творческие возможности детей и раскрыть их потенциал. Дети активно вовлекаются в процесс подготовки и участия.

  • Творческие проекты.

В любое время года можно провести урок-экскурсию, который позволит наглядно и словесно усвоить материал, ознакомиться с природой и ее явлениями. Результатом урока может быть художественное отображение увиденной природы, описание круговорота веществ в природе или подготовка презентации о явлениях природы, о временах года. Свои творческие проекты учащиеся могут представить на уроке.

Бинарные уроки позволяют учащимся ознакомиться со знаниями из области нескольких наук, творчески совместить знания и практику. Например, изготовление кормушек и скворечников на уроке труда с параллельным рассказом о птицах, или вывешивание изготовленных кормушек с рассказом об их необходимости, делает урок более познавательным и интересным и позволяет учащимся проявить и свои творческие способности. Или, например, творческий проект: «Нужное из ненужного» позволит учащимся изготовить полезные вещи или новогодние игрушки из вторсырья и подготовить сообщение на тему: «Загрязнение природы и способы использования вторсырья».

  • Исследовательские работы.

Уроки-конференции, уроки-исследования, как итоговые уроки по теме или отчеты по своим проектам проходят интересно. Творческие работы являются результатом длительной исследовательской работы над объектами, кропотливой творческой деятельностью учащихся, их возможностью заявить о себе. Эти уроки могут подтолкнуть и других учащихся к работе над собственными проектами.

  • Творческие работы

Учащаяся 7 класса работала над творческой работой, в которой описала жизнь своего питомца - кота породы «сфинкс», особенности его поведения. Работа сопровождалась фотографиями и рисунками.

  • Создание из интернет - ресурса нового информационного продукта (ИКТ).

Для наглядной подачи своих творческих работ на уроке учащиеся используют средства ИКТ. Этот процесс заставляет их овладевать современными компьютерными технологиями, осваивать интернет-ресурсы для пополнения знаний. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в окружающем мире. Задача учителя-помочь учащимся овладеть умением добывать знания из различных источников и уметь ими пользоваться. Учащиеся готовят уроки-презентации, сообщения, тесты, викторины из источников интернет - ресурса, подбирают видеофрагменты к теме урока, создают плакаты, схемы.

  • Словесные методы.

Не следует забывать на уроке об использовании словесных методов обучения. Очень важно развивать умение отстаивать свою точку зрения, использовать аргументы, делать выводы. Учитывая уровень знаний учащихся и их возможности, задание пересказать текст тоже является составляющей частью урока, способом усвоения знаний для учащихся. На уроке можно использовать «логическую цепочку», «рассказ-эстафету», приём «верю - не верю». Правильно поставленный вопрос или четко сформулированный ответ заставляет развивать мыслительную деятельность, совершенствовать коммуникативные навыки. Беседа во время урока позволяет развивать речь, формировать опыт общения, увеличивает развивающий эффект обучения.

 

Результативность работы.

Любая проведенная работа требует подведение итогов и результативности. Работа учителя не является исключением. Задачи, которые ставит перед собой учитель, должны быть выполнены, иначе нет смысла в его деятельности.

Результатом работы учителя является:

- полученный уровень учебных достижений;

-участие в олимпиадах, конкурсах, написание творческих проектов;

-высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированное умение добывать знания, развитие творческих способностей.

Результативность работы учащегося - это оправдание его собственных надежд. Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Если оправдывается мотивация ребенка - это лучший результат его деятельности. Это его личное достижение.

 

Закрепление успеха.

Повышенный интерес к предмету, постоянное взаимодействие учителя и ученика во время учебно-воспитательного процесса, достижение поставленных целей возможно в том случае, если сам ученик поможет учителю раскрыть свой потенциал, а учитель повлияет на его активную познавательную деятельность и оценит результаты работы.

Очень важным моментом оценивания является поощрение, награждение, закрепление успеха в коллективе. Ученику важно показать, что «с малой удачи начинается большой успех».

 

Только при взаимной заинтересованности учителя и ученика можно добиться хороших результатов.