УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

Сценарий классного часа "Курение или здоровье?"

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: «Курение или здоровье?»

Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса

Автор-составитель: учитель биологии МБОУ ООШ пос. Тельмана Стефутина И. В.

Дата проведения: 20 ноября 2020г.

Форма проведения: квиз (командная игра, не требующая предварительной подготовки)

 

Цель: пропаганда здорового образа жизни

Задачи:

образовательные: раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению; показать последствия вредных привычек для человека;

коррекционно-развивающие: развивать память, внимание и умение самостоятельно высказываться по теме;

воспитательные: продолжать формировать активную жизненную позицию и здоровый образ жизни;

сформировать у учащихся устойчивую установку на отказ от вредных привычек.

 

Ожидаемые результаты:

- школьники обратят внимание на собственное здоровье;

- школьники приобретут уверенность, что здоровый образ жизни делает человека независимым и свободным.

 

Источники информации:

https://urok.1sept.ru/articles/630816

https://www.1urok.ru/categories/22/articles/19246

https://rosuchebnik.ru/material/delovaya-igra-kurit-zdorovyu-vredit-5293/

https://riafan.ru/1322956-kogda-otmechaetsya-mezhdunarodnyi-den-otkaza-ot-kureniya

https://mega-talant.com/biblioteka/kviz-chto-ya-znayu-i-dumayu-o-kurenii-87927.html

 

 

Ход мероприятия:

                                                 

Учитель: Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.

 

     Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

     А что такое здоровье? Ранее считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Но это не просто отсутствие болезней. Это состояние психического, физического и социального благополучия. Ученые подсчитала, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% - от здоровья родителей (т.е. наследственности) и еще, на 20% - от условий, в которых живет человек.  Одним из факторов, ухудшающие состояние здоровья, является употребление алкоголя, наркомания, курение. Самой распространенной вредной привычкой сегодня является табакокурение. И тема нашей сегодняшней встречи – «Курение или здоровье?»

 

Учитель: Всемирный день отказа от курения не имеет фиксированной даты. В 1977 году было предложено каждый третий четверг ноября посвящать активной пропаганде борьбы с табачной зависимостью. Вне всяких сомнений, активная работа с населением в данном направлении должна вестись на протяжении всего года, однако выделение отдельного дня призвано показать значимость победы над пагубной зависимостью для всего человечества.

Инициаторами учреждения памятной даты стали члены Американского онкологического общества, которые в очередной раз ужаснулись негативному влиянию сигарет на здоровье не только самого курильщика, но и окружающих его людей, невольно вынужденных вдыхать так называемый вторичный отравляющий ядовитый дым, который, помимо вызывающего привыкание никотина, содержит в себе более семи тысяч опасных химических соединений, внушительная доля которых наносит непоправимый вред здоровью и является канцерогенами. По мнению Всемирной организации здравоохранения, табакокурение является одной из главных опасностей для здоровья человечества.

 

     Часть нашей сегодняшней встречи мы проведём в форме квиза. КВИЗ – это командная интеллектуально – развлекательная игра, не требующая предварительной подготовки. Задача участников – продемонстрировать свою логику, внимательность и эрудицию.

     Но прежде чем начать игру давайте проведём небольшое анкетирование. Ваши ответы помогут вам разобраться в себе. Фамилию и имя указывать не нужно.

1.Твой пол.

   □ Мужской

   □ Женский

2.Источники твоих знаний о курении.

   □ Уроки в школе

   □ Телевизор

   □ Родители

   □ Собственный опыт

   □ Собственные наблюдения

3.Пробовал(а) ли ты когда-нибудь курить?

   □ Да

   □ Нет

4.Курит ли кто-нибудь в твоём ближайшем окружении?

Мама

   □ Да

   □ Нет

Папа

   □ Да

   □ Нет

Другие члены семьи

   □ Да

   □ Нет

5.Как ты считаешь, курить вредно?

   □ Да

   □ Нет

  

Учитель: А теперь приступаем к нашей игре.

Задание №1. Решите задачу: рассчитайте стоимость курения в год для человека, который выкуривает в день 1 пачку сигарет средней стоимостью 120 рублей. (Решение: 120 руб. х 365 дней = 43800руб.). Что можно было бы купить на эти деньги?

 

Задание №2. В слове «здоровье» 8 букв, вы должны придумать как можно больше слов, связанных со здоровым образом жизни, начинающихся на любую из букв слова «здоровье» за исключением мягкого знака. (3 минуты).

(Примеры: зарядка, закаливание, обливание, завтрак, диета, обед, овощи, рацион, режим, витамины, вода, вегетарианство, воздух, еда и т.д.) Кол-во баллов соответствует кол-ву написанных слов.

 

Учитель: сделаем небольшое отступление от нашей игры и заглянем в историю. Распространение табака в Европе связано с именем Христофора Колумба. В октябре 1492 года великий мореплаватель открыл не только Америку, но и табак. Спутники Колумба обратили внимание, что туземцы туго сворачивают листья какого-то растения, поджигают их и вдыхают дым, который при этом образуется. Эти свертки сухих листьев туземцы называли «табако» или «сигаро» и охотно предлагали их гостям в знак дружеского расположения. Сначала курение вызывало только удивление, но очень скоро матросы научились курить. Матросы и солдаты испанской колониальной армии, колонисты, торговцы, которые посещали Новый Свет - стали первыми курильщиками табака. С его помощью пытались лечить зубную и головную боль, некоторые кожные заболевания. Табаку приписывалось стимулирующее, улучшающее самочувствие и настроение действие. Однако увлечение «лечебными» свойствами табака скоро прошло, так как случаи отравления им участились. Началось гонение на курильщиков табака, вплоть до обвинения их в связи с дьяволом.

     В Англии в конце XIV века за курение табака полагалась смертная казнь, рубленные головы курильщиков с трубками во рту выставлялись на площадях. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви католиков, которые курили и нюхали табак. В 1692 году в Сантьяго 5 монахов были замурованы в стену за курение табака.

     В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана. А после опустошительного пожара в Константинополе султан Мурад VI ввел смертную казнь. В Персии за курение вырывали ноздри, а торговца, привезшего табак в военный лагерь, приказывали сжечь. В России курение появилось в начале 17 века, в Смутное время. Его принесли поляки и литовцы.

      Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали 60 палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезали нос. По Уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города. Ввоз в страну табака был запрещен. Однако усилия остановить табакокурение оказались безрезультатными. Дело в том, что царь Петр 1 был любителем курения, в 1697 г. были сняты все запреты. Петр 1-й предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России.

 

Учитель: а теперь продолжаем нашу игру.

Задание №3. Из перечня предложенных слов нужно составить 5 пословиц.

п/п

Готовая пословица

Перечень слов для пословицы

1

 

могильщик, сам, курильщик, себе

2

 

могилу, верзилу, табак, и, сведёт, в

3

 

для, табак, дураков, забава

4

 

вредить, здоровью, курить

5

 

мудрость, табак, удаляется, появляется, когда

Эталон ответов:

п/п

Готовая пословица

Перечень слов для пословицы

1

Курильщик - сам себе могильщик.

могильщик, сам, курильщик, себе

2

Табак и верзилу сведёт в могилу.

могилу, верзилу, табак, и, сведёт, в

3

Табак – забава для дураков.

для, табак, дураков, забава

4

Курить – здоровью вредить.

вредить, здоровью, курить

5

Когда появляется табак, удаляется мудрость.

мудрость, табак, удаляется, появляется, когда

 

Задание №4. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Вопрос

Ответ

1.

Родина табака

А) Южная Африка
Б) Южная Америка 
В) Южный полюс

2.

При каком царе табак появился в России?

А) при Иване Грозном 

Б) при Петре I 

В) при Екатерине II

3.

Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

а) сигареты с фильтром

б) сигареты с низким содержанием никотина

в) нет

4. 

Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

а) 20-30

б) 200-300

в) свыше 4000

5.

Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?

а) не более 20 %

б) 40 %

в) 100%

6.

Как влияет курение на работу сердца?

 

а) замедляет его работу

б) заставляет учащенно биться

в) не влияет

7.

Что происходит с физическими возможностями человека?

а) они повышаются

б) они не меняются

в) они понижаются

8.

Зависит ли возможность бросить курить от стажа ку­рения?

а) стаж не имеет значения

б) чем дольше куришь, тем сложнее бросить

в) чем больше куришь, тем легче бросить курить

9.

Что такое пассивное курение?

а) нахождение в помещении, где курят

б) когда куришь за компанию

в) когда не затягиваешься сигаретой

10.

Что вреднее?

а) дым от сигареты

б) дым от газовой горелки

в) выхлопные газы

11.

Как курение влияет на массу человека?

а) снижает его

б) повышает его

в) не изменяет его

12.

У кого наибольшая зависимость от табака?

а) у тех, кто начал курить до 20 лет

б) у тех, кто начал курить после 20 лет

в) табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить

13.

Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

а) аллергия

б) рак легкого

в) ангина

Эталон ответов:

Вопрос

Ответ

1.

Родина табака

А) Южная Африка
Б) Южная Америка 
В) Южный полюс

2.

При каком царе табак появился в России?

А) при Иване Грозном 

Б) при Петре I 

В) при Екатерине II

3.

Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

а) сигареты с фильтром

б) сигареты с низким содержанием никотина

в) нет

4. 

Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

а) 20-30

б) 200-300

в) свыше 4000

5.

Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?

а) не более 20 %

б) 40 %

в) 100%

6.

Как влияет курение на работу сердца?

 

а) замедляет его работу

б) заставляет учащенно биться

в) не влияет

7.

Что происходит с физическими возможностями человека?

а) они повышаются

б) они не меняются

в) они понижаются

8.

Зависит ли возможность бросить курить от стажа ку­рения?

а) стаж не имеет значения

б) чем дольше куришь, тем сложнее бросить

в) чем больше куришь, тем легче бросить курить

9.

Что такое пассивное курение?

а) нахождение в помещении, где курят

б) когда куришь за компанию

в) когда не затягиваешься сигаретой

10.

Что вреднее?

а) дым от сигареты

б) дым от газовой горелки

в) выхлопные газы

11.

Как курение влияет на массу человека?

а) снижает его

б) повышает его

в) не изменяет его

12.

У кого наибольшая зависимость от табака?

а) у тех, кто начал курить до 20 лет

б) у тех, кто начал курить после 20 лет

в) табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить

13.

Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

а) аллергия

б) рак легкого

в) ангина

 

Задание №5. Теперь вам предстоит выполнить творческое задание. Ваша задача написать письмо курильщику, в котором вы опишите вред курения и дадите советы как избавиться от пагубной привычки. Письмо должно быть адресовано конкретному человеку.

 

Учитель: С этой пачкой сигарет

Проживешь ты меньше лет!!!

Внутрь скорее посмотри:

Хочешь заболеть??? Бери!!!

(ученики по очереди вытаскивают из сигаретной пачки по одной импровизированной сигарете, на них надписи: преждевременное старение, гипертония, инфаркт, хронический бронхит, рак лёгких, язва желудка, внезапная смерть).

 

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча, посвящённая международному дню отказа от курения. Закончить её хочется очень хорошими словами о вреде курения:

 

Как много на свете привычек хороших!
Зачем же вам та, что убить может лошадь?
Должны день и ночь вам друзья говорить:
Бросайте! Бросайте! Бросайте курить!

Куренье дыханью вредит и улыбке!
Сходите в театр, поиграйте на скрипке,
Танцуйте, начните варенье варить,
Но только бросайте! Бросайте курить!

Сыграйте в лото или книжку прочтите,
Но только, вас очень прошу, не курите!
От этих кальянов, сигар, сигарет,
Совсем нету пользы, один только вред!

 

И если после сегодняшнего занятия, хотя бы один курящий человек решит расстаться с сигаретой, мы будем считать, что наше мероприятие не прошло даром.

 

Всего вам доброго, здоровья вам и удачи!