УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Работа классного руководителя по ранней диагностике случаев буллинга в классных коллективах»

СООБЩЕНИЕ

НА ТЕМУ:

«Работа классного руководителя по ранней диагностике случаев буллинга

в классных коллективах»

Буллинг или школьная травля - от англ. bullying – запугивание. Это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы. От других форм агрессивного поведения Буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию. Таким образом, существенными признаками буллинга являются: неравенство сил; повторяемость; неадекватно высокая чувствительность жертвы.

     Буллинг является международной проблемой. По данным ВОЗ каждый год несколько миллионов детей, начиная с восьми лет, становятся жертвами школьной травли. По данным ВОЗ в наших школах регулярному насилию, не менее чем 2-3 раза в месяц подвергаются от 12 до 24% подростков от 11 до15 лет, а 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц сами становятся буллерами. В последнее время отмечена тенденция к росту распространения случаев буллинга.

     По мнению ряда авторов, буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у детей и подростков. Он не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность детей. У жертв буллинга падает самооценка, формируются комплексы неполноценности, наблюдаются различные формы социальной дезадаптации, закрепляется роль «жертвы», «неудачника», которая часто экстраполируется и на другие сферы отношений.  Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, имеют низкий доход, чаще остаются без работы, ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей.

     Активно проблема буллинга начала разрабатываться американскими психологами с середины 70-х годов, хотя сама постановка проблемы возникла значительно раньше. Еще в 1910 году в Вене на конгрессе по теме: «О суициде… среди учащихся средней школы» Зигмунд Фрейд отмечал школьное насилие как одну из основных причин суицида у подростков.

Выделяют следующие виды буллинга:

А. Психологическое (моральное) насилие:

-вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, придирки, оскорбления, обзывательства, клички (дразнилки ругань) и пр.);

-социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);

-кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б. Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга - словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).  На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов, как правило, является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.

В ситуации травли всегда есть зачинщики (провокаторы), их жертвы, преследователи - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю и нейтральные наблюдатели (молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Инициаторы травли:

1.дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

2.школьники с нарциссическими чертами характера, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, но претендуют на высокий статус в коллективе.

3.агрессивные дети.

 Преследователи как правило, не популярны в классе. Они сами не готовы стать инициаторами травли или защитить жертву, но легко подхватывают инициативу обидчика. Многие из них являясь конформистами подчиняются стадному чувству, делают как все, часто у них неразвита рефлексия, эмпатия; некоторые демонстративно травят непопулярного в надежде заслужить расположение лидера класса, другие делают этот от скуки, неразвитости интересов, стремления к развлечениям; из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. Они подразделяются на равнодушных, одобряющих (допускающих) и не одобряющих буллинг. Дети-наблюдатели в большинстве случаев испытывают большое психологическое давление, характеризуются тревожностью, проявляют чувство характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Часто их преследует чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.

Жертвы. Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Характеристика жертв буллинга: дети, отличающиеся от основной массы по внешним признакам или поведению; с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные); дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками; физически слабые, болезненные, со страхом школы, неуспешные в обучении, те, кого не любит учитель; новенькие; чудаковатые; сензитивные (чувствительные), не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее. Жертвами часто становятся дети, которые не могут спрятать своей незащищенности и провоцирую своим поведением повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Факторы риска для ребенка стать жертвой буллинга:

1.Особенности воспитания в семье.

 Семья имеет первостепенное значение в социализации ребенка Буллеры, как правило, воспитываются в семьях: с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком; попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью; жестоким стилем воспитания.

2.Взаимоотношения с учителем.

Вторым по значимости для школьника институтом социализации является школа, где основная инициатива в установлении межличностных отношений в процессе организации учебной деятельности принадлежит учителю. Если учитель умеет подчеркнуть личностные достоинства каждого ребенка, создает атмосферу психологического комфорта на уроках, обеспечивает условия для самореализации школьника, целенаправленно создает условия для взаимодействия детей на основе сорадования, сопереживания, то в этих классах ученики более ориентированы на оценку одноклассника не только по успеваемости, но и  личностные особенности, степени развития его морально-нравственных качеств, отличаются большей толерантностью к одноклассникам, активны в общении, а  школьная группа отличается более высоким уровнем развития.

Факторами, способствующими развитию буллинга в школе являются:

1.Равнодушие как установка педагогов

2.Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

3.Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.

Диагностика буллинга.

Необходимо отметить, что диагностическая работа, направленная на изучения явления буллинга должна носить комплексный характер. Эффективная коррекция буллинга специалистами службы психолого-педагогического сопровождения возможна при взаимодействии с учителями, родителями, включает в себя различные стратегии реагирования, в зависимости от ситуации и предполагает выработку определенной программы действий, которая направлена на улучшение межличностных отношений в классе, индивидуально-коррекционную работу как с жертвами буллинга, так и их родителями Основные направления профилактической работы:

Для классных руководителей: консультирование по различным ситуациям, связанными с ситуацией буллинга, предоставление литературы по данной проблеме, оформление информационных стендов)

Для родителей: выступление на родительских собраниях (темы: «Буллинг и кибербуллинг», «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Стили семейного воспитания», «Профилактика жестокого обращения с ребенком»), тренинги для родителей «Эффективный родитель»; размещение информации на школьном сайте о профилактике буллинга для родителей.

Для детей: подготовка информационных стендов («Ответственность», «Способы эффективного общения», предоставление информации о возможности получения психологической помощи (адреса, телефоны доверия)); организация тренингов и классных часов для учащихся («Умение решать конфликты», «Способы эффективного общения»); школа медиаторов (в перспективе для детей, пожелавших принять участие в работе «школьной службы примирения»)

Таким образом, буллинг можно уменьшить, объединив усилия всех субъектов образовательного процесса, оказывая сопротивление и системно работая на всех уровнях.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. https://www.b17.ru/article/85575/

2. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/testi/pakiet_mietodik_dlia_diaghnostiki_riska_suitsidal_nogho_poviedieniia_obuchaiushc