УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

Прибор, открывающий невидимое - 5 класс

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ

 Данный урок является лауреатом конкурса "Презентация к уроку", убедиться в этом и скачать презентацию можно здесь

ТЕМА: «Прибор, открывающий «невидимое»

ВИД УРОКА: изучение новой темы с элементами лабораторной работы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1)     Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом; научить рассчитывать увеличение микроскопа.

2)     Развивающие: развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.

3)     Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

1)     Физика (устройство оптических приборов);

2)     Математика (математические расчетные действия);

3)     Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);

4)     История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);

5)     Литература (связь с темой урока рассказа В.Шукшина «Микроскоп»)

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: учебник «Природоведение», 5 класс, авторы Т.С. Сухова, В.И.Строганов, опросные карточки для проверки домашнего задания и для проверки усвоения изученной темы, ключи к карточкам, световые микроскопы, готовые микропрепараты для рассматривания под микроскопом, таблица «Увеличительные приборы», презентация к уроку.

 

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие) – 1минута.

Встаньте ровно и красиво, Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 

2.Повторение изученного:

Ребята, на прошлом уроке мы с вами разговаривали о том, как идет жизнь на нашей планете и выяснили, что у каждого живого существа на Земле есть родители. Сейчас мы с вами поиграем в развивающую игру «Как называют ребяток - зверяток?» и выясним, как называют детенышей тех или иных животных. Итак, … (учитель называет животное, а ученики – названия их детенышей):

  • Волк – (волчонок);
  • Медведь – (медвежонок);
  • Лошадь – (жеребенок);
  • Белка – (бельчонок);
  • Индюк – (индюшонок);
  • Ёж – (ежонок);
  • Корова – (теленок);
  • Овца – (ягненок);
  • Свинья – (поросенок);
  • Собака – (щенок);
  • Кошка – (котенок);
  • Курица – (цыпленок).

 

Хорошо. А теперь проверим, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему. Перед вами опросные карточки, представляющие тестовые задания. Тест состоит всего из 5-ти заданий. Соответственно, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл в свою оценочную копилку.

1 вариант:

1)     Биология – это:

  1.  наука о живом;
  2.  наука, изучающая явления в живой и неживой природе;
  3.  наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

2)     Все живые организмы обладают такими свойствами:

  1.  дыхание, питание, рост, развитие, размножение;
  2.  дыхание, питание, рост, передвижение, размножение;
  3.  дыхание, питание, рост, развитие, способность к играм.

3)     Продолжительность жизни разных живых организмов:

  1.  различная;
  2.  одинаковая;
  3.  оба ответа верны.

4)     Откуда появляются новые живые организмы?

  1.  от родителей;
  2.  их приносит аист;
  3.  из капусты.

5)     Ученый, доказавший опытным путем, что у каждого живого существа есть родители – это:

  1.  Франческо Реди;
  2.  ван Гельмонт;
  3.  Михаил Ломоносов.

 

2 вариант:

1)     Наука о живом – это:

  1.  физика;
  2.  биология;
  3.  биофизика.

2)     Человек может прожить:

  1.  до 1500 лет;
  2.  до 115 лет;
  3.  до 15 лет.

3)     Головастики появляются:

  1.  у бабочек;
  2.  у лягушек;
  3.  у головоногих моллюсков.

4)     Кто ошибочно считал, что мыши появляются из грязной рубашки и горсти зерна?

  1.  Франческо Реди;
  2.  ван Гельмонт;
  3.  Антуан Лавуазье.

5)     У каждого живого существа есть:

  1.  руки и ноги;
  2.  родители;
  3.  головной мозг.

 

Проведем самопроверку: поменяйтесь работами и проведите проверку – в 1-м варианте правильными будут ответы под буквой «А», а во 2-м под буквой «В».

 

3.Мотивация и изучение нового материала.

     Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что на нашей планете существует огромное разнообразие живых организмов. Так же вы знаете, что все живые организмы обладают рядом общих свойств: они могут дышать, питаться, расти, развиваться и так далее. Но как познать суть этих свойств? Нужно всесторонне исследовать тот организм, который нас заинтересовал. И хорошими помощниками  в этом  нам будут увеличительные приборы. Итак, тема нашего урока – «Прибор, открывающий «невидимое». Речь пойдет о микроскопе, кроме того, мы познакомимся и с некоторыми другими увеличительными приборами ( слайды №№ 1 – 9).

      Какова же история открытия увеличительных приборов (слайд №10)? Когда появились первые увеличительные приборы точно не известно. Так, при археологических раскопках, проводившихся на территории Древнего Вавилона, ученые находили двояковыпуклые линзы – самые простейшие оптические приборы. Эти линзы были изготовлены из отшлифованного горного хрусталя.  Первые микроскопы, изобретенные человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и городу Мидделбургу, что в Голландии, и связывают с именем Захария Янсена (слайд №11), который занимался изготовлением очков. Чуть позже, в 1624 году Галилео Галилей (слайд №12) представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал «оккиолино». Годом спустя его друг Джованни Фабер предложил для нового изобретения термин «микроскоп».           

      Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком (слайд №13). Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки на срезе пробки. Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (слайд №14), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, на протяжении своей жизни он изготовил не менее 400 микроскопов, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.

      Огромный вклад в развитие и совершенствование микроскопа внесли учёные России. В начале XVIII столетия в мастерской Академии Наук в Петербурге опытные специалисты Калмыков, Беляев и другие производили конструкции высокого качества, а также плодотворно работали над улучшением этих приборов. Высококачественные микроскопы были сконструированы великим русским изобретателем И.П. Кулибиным (слайд №15). Довольно большие исследования с участием микроскопа проводил великий русский учёный М.В.Ломоносов. Его считают первым российским учёным, который постоянно использовал этот прибор в своих разнообразных опытах и исследованиях. С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям (слайды №№16 – 21).

 

4.Физминутка (слайд №22). Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая улучшит ваше мозговое кровообращение.

 

5.Выполнение лабораторной работы «Устройство микроскопа, правила работы с микроскопом».

     Ребята, в рассказе Василия Шукшина «Микроскоп», написанном им в 1969 году,  рассказывается, как деревенский столяр Андрей Ерин купил мечту всей своей жизни – микроскоп – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех микробов, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы спасти мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит свое свободное время не за бутылкой, а за микроскопом вместе с сыном, и оба они абсолютно счастливы.  И только досадное недоразумение помешало ему в этом благородном деле. Для людей многих профессий микроскоп - это необходимое оборудование, без которого выполнение многих исследований и технологических операций просто невозможно. Ну а в «домашних» условиях этот оптический прибор позволяет всем желающим расширить границы своих возможностей, заглянув в «микрокосмос» и исследовав его обитателей. Давайте же и мы с вами попробуем стать исследователями окружающего мира и первым делом познакомимся с устройством микроскопа и правилами, которые необходимо соблюдать при работе с микроскопом (показ слайдов №№23 - 31).

        Поработаем с микроскопами, которые стоят перед каждым из вас. Помня о правилах работы с микроскопом, попробуйте рассмотреть изображения на выданных вам микропрепаратах. Перед работой мы должны выяснить, каково увеличение нашего микроскопа, ведь любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Как это узнать? Увеличение окуляра и объектива определяют по цифрам на их оправах, затем эти цифры перемножают и получают общее увеличение микроскопа. Предлагаю вам подсчитать увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.

 

6.Закрепление знаний.

  • Назовите части светового микроскопа;
  • Как определить увеличение микроскопа?

7.Подведение итогов урока (слайд №32):

  • Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Хотели бы вы стать исследователями окружающей среды? Что бы вам хотелось бы исследовать под микроскопом?
  • Выставление оценок за урок.
  1. Домашнее задание: §22, принести выращенную плесень.