Яндекс.Метрика

Конспект урока по теме "Растения"

СЦЕНАРИЙ УРОКА БИОЛОГИИ

Класс: 5

Автор УМК: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова

Составитель урока: учитель биологии Стефутина И.В.

Тема урока: Растения

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Расширить знания о царстве растений. Сформировать представление учащихся о делении царства растений на группы. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и уметь грамотно и точно выражать свои мысли; выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.

Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения (многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировать тему)

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  

Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности различные источники знаний, оценивать свою работу.              

Планируемые результаты:

- научиться устанавливать отличительные особенности растений.

-определять место представителей царства Растения среди эукариот.

-называть группы растений, их отличительные признаки.

-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Давайте наш урок начнем с улыбок и пожелания друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Но прежде давайте проверим, все ли принадлежности вы приготовили к уроку.

  1. Этап мотивации.

Учитель: Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле. Благодаря этим организмам мы можем дышать. Думаю, вы начинаете догадываться, что это за организмы. Но давайте представим себе, что мы находимся в картинной галерее. Перед нами – картина. Посмотрите на рис.37. Здесь мы видим произведение художника Рембранта  Ван Рейна  «Флора», написанное им в 1634г.

Что вы видите на картине?

Учитель: Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.

-Что это за богиня? Как ее зовут?

-Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.

-А какое царство органического мира можно назвать Флорой?

-Да, царство Растения.

Это и есть тема нашего урока. Запишите ее в тетради.

  1. Этап актуализации.

Учитель: А зачем нам нужны растения? Что бы вы хотели узнать о растениях?

-Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

Сегодня на уроке мы выявим общие признаки растений. Познакомимся с делением царства на несколько больших групп и их отличительными признаками.  Сравним строение клеток растений и бактерий. А также поговорим о роли растений в природе и жизни человека.

  1. Этап изучения нового материала.

В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95%  биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.

С древности накапливались и обобщались знания о растениях. Появилась особая наука ботаника.

-Вспомните, какой ученый является основоположником этой науки? (Теофраст)

Один сказочный персонаж лягушка-квакша   как-то заявила о себе: Я растение - потому что я зеленая.

-Как вы думаете, она права? Почему?

Какие признаки характерны для всех растений?

У всех растений есть общие признаки. Перечислим их:

1.Растут в течение всей жизни.

2.В клетках есть зеленые пластиды – хлоропласты.

3.Автотрофный способ питания.

4.Ведут неподвижный образ жизни.

Царство Растения делится на несколько групп. Для того, чтобы узнать какие это группы, предлагаю всем побывать в роли исследователей и выполнить мини-проекты. Их у нас будет 4, поэтому вам нужно будет разделиться на пары.

- Все готовы? Тогда за работу, нас ждут великие открытия!

Работают в парах и оформляют лист исследования по своей проблеме.

1 группа: Цветковые растения

  • Найти необходимую информацию в тексте параграфа и дополнительной литературе.
  • Объясните значение термина цветковые растения
  • Изобразите схему цветкового растения
  • Какие функции выполняет каждая часть?

2 группа: Голосеменные

  • Найти необходимую информацию в тексте параграфа и дополнительной литературе.
  • Объясните значение термина «голосеменные растения».
  • Перечислить типичные голосеменные растения нашей республики.

3 группа: Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

  • Найти необходимую информацию в тексте параграфа и дополнительной литературе.
  • Почему эти растения объединили в одну группу?
  • Каково значение этих растений для человека и какую роль они сыграли в развитии нашей республики.

4 группа: Водоросли

  • Найти необходимую информацию в тексте параграфа и дополнительной литературе.
  • Чем водоросли отличаются от всех других растений?
  • Применение водорослей в жизни человека.

На работу в парах отводится 15 минут, после этого каждая пара отчитывается о проделанной работе. Учащиеся каждой пары после представления своей работы задают вопросы представителям других пар.

  1. Физминутка:

Всех разморило от жары.

В саду сейчас прохлада.

Но так кусают комары,

Что хоть беги из сада!

  1. Этап повторения.
  1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.
  2. Растения растут только определённый период в жизни.
  3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.
  4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода.
  5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.
  6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.

Проверьте правильность выполнения задания.

Ответы (1, 3, 5, 6)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Продолжите любое высказывание:

- Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что...

 

Учитель: Достигнуты ли цель и задачи урока? О чем бы вам еще хотелось узнать?

  1. Этап оценивания учебной деятельности
  2. Этап выдачи домашнего задания

1) §11 пересказывать

2) подготовить сообщение «Редкие растения нашей республики»

3) составить кроссворд по теме «Растения»

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643221/

https://infourok.ru/urok-biologii-klass-fgos-rasteniya-689334.html

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/11/15/razrabotka-uroka-po-biologii-5-klass-rasteniya