Яндекс.Метрика

Растительный мир степи - занятие внеурочной деятельности в 3-4 классе

Тема: «Растительный мир степи»

автор: учитель биологии МБОУ ООШ п.Тельмана Стефутина Ирина Викторовна

форма занятия: урок-путешествие

целевая аудитория: учащиеся 3-4 классов

задачи:

  • расширить представления учащихся о природных зонах;
  • изучить особенности растительного мира степи, влияние на него человеческой деятельности;
  • учить работать с гербарным материалом;
  • воспитывать культуру общения, чувство патриотизма.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

2.Мотивация.

Сегодня на занятии мы выясним особенности растительности мира степи, рассмотрим, как деятельность человека влияет на природу степной зоны. А для этого мы отправимся с вами в путешествие.

3.Работа по теме занятия.

1) Подготовительный этап для восприятия нового материала.

Закройте глаза и представьте себе такую картину… “Степь да степь кругом”- так поется в песне. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров. Вот пробежал легкий ветерок, и волнами закачался ковыль. В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно. Богат растительный мир степей, когда достаточно влаги. Страшно выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. С дождями возвращается жизнь в этот богатый край с плодородными черноземными почвами.

Как вы представили себе степь? Какие картины возникли в вашем воображении?

2) Групповая работа «Познание степи» + «Редкие растения Моздокской степи» (с использованием слайдовой презентации).

3) Первичное закрепление материала. Игра “Поиск”. Работа в группах (по карточкам)

Задание для 1-й группы: Когда начинается в степи весна? (ответ: у некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы. Весна в степи начинается рано, в феврале- марте снег уже сходит, в это время в почве скапливается много влаги, за счёт этого начинается рост растения и степь «оживает»).

 Задание для 2-й группы: Почему в степи не растут деревья? (ответ: в степи зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная. Степи - это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав, растущих в степи, поэтому травы способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года, а деревья этого сделать не смогут).

 Задание для 3-й группы: Желая сохранить нетронутый участок черноземной степи, его огородили и не разрешили выпас скота. Через 15 лет растения на этом участке стали вымирать. Почему? (ответ: оказывается, надземные части, отмирая, (их никто не ел), образовывали из года в год толстый слой сухой травы, который не пропускал в почву воздух, воду и семена растений. Можно сделать вывод, что растениям совершенно необходимы травоядные животные).

4) Динамическая пауза «Ветерок колышет травку».

5) Практическая работа “Узнай нужное растение” (работа с гербарием). Детям даются растения различных природных зон, нужно найти степное растение и доказать, почему именно это растение растет в степи.

6) Закрепление. Тест «Проверь себя».

  1. Лето в степи

а) короткое, холодное

б) длинное, сухое.

  1. Где скапливаются питательные вещества у большинства растений степи?

а) в листьях

б) в корнях

в) в луковицах.

  1. Отчего степи могут превратиться в пустыню?

а) из-за холода

б) из-за неумеренного выпаса скота

в) из-за браконьерства.

  1. Подведение итогов занятия. Релаксация.

 Наше путешествие по миру степных растений окончено. Оцените свою работу на уроке.

Если вам было интересно - нарисуйте в своих тетрадях на полях солнышко, если не очень довольны своей работой на уроке – облачко закрыло часть солнышка, а если урок не понравился - рисуем тучку.

  1. Задание на дом: подобрать интересные сведения о степных растениях.

 

При подготовке занятия часть материала взята из этого источника: http://festival.1september.ru/articles/512773/