УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «БИОЛОГИЯ» в первой четверти 2020–2021 учебного года

Это документ с сайта k-obr.spb.ru

Методические рекомендации

«О преподавании учебного предмета «БИОЛОГИЯ»

в первой четверти 2020–2021 учебного года

Цель корректировки рабочей программы учителя в первой четверти: организация повторения программного содержания по предмету за 2019- 2020 учебный год (IV четверть) в соответствии с тематическим содержанием программы I учебной четверти 2020-2021 учебного года.

Подходы к организации повторения с учетом специфики предмета

Вопросы организации повторения и контроля остаточных знаний по биологии приобретают особенную актуальность в связи с тем, что материал IV четверти 2019-2020 года изучался в ранее не использовавшемся режиме – дистанционно. В связи с этим в I четверти следующего учебного года после вводных уроков во всех классах рекомендуется провести входную диагностику образовательных результатов. Диагностику рекомендуется проводить без выставления отметки с целью объективного выявления знаний и умений учащихся по темам, изученным в конце IV четверти предыдущего учебного года. В ходе диагностики осуществляется повторение и актуализация знаний и умений, результатом диагностики может быть корректирование изучения последующих тем программы в целях устранения выявленных дефицитов.

Подход к организации повторения может быть более гибким и проводиться по решению образовательного учреждения:

  • в начале учебного года за счет резервных часов,
  • в логике изучения содержательных разделов курса биологии (в I-IV четверти),
  • в ходе выполнения учебных заданий, включаемых в процедуры входной и текущей диагностики и контроля.

При переходе в каждый следующий класс целесообразно ориентироваться на преемственность изучения разделов курса биологии, представленных в Примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Разделы отчасти дополняют друг друга, отчасти базируются на ранее изученных понятиях. В зависимости концентрического или линейного построения программы и используемых УМК не в каждой параллели имеет смысл организация повторения именно в первой четверти. Более продуктивным может быть актуализация знаний по пройденному материалу при изучении близких по содержанию разделов в течение года.

5 класс

Изучение биологии как отдельного предмета начинается в 5 классе, поэтому представляется возможным 5 классе ограничиться обычным повторением и входным тестированием в начале I четверти за счет резервных часов, отводимых за изучение программы. Материалом для составления работы могут послужить задания биологического содержания за курс окружающего мира, задания ВПР.

6 класс

В 6 классе начинается более подробное методичное знакомство со строением и жизнедеятельностью организмов, поэтому важно начать с повторения материалов 5 класса о методах изучения живой природы, свойствах живого, в частности о клеточном строении.

При линейном построении курса биологии (на примере УМК линии В. И. Сонина) можно сделать акцент на вопросах по темам «Среда обитания живых организмов» и «Человек на Земле», которые изучались в IV четверти 5 класса. Эти вопросы включить в проверочную работу входного контроля. Кроме того, во I четверти целесообразно построение уроков блока «Жизнедеятельность организмов» в логике: среды жизни – проблемы приспособления к ним – способы решения проблем в разных царствах живой природы, то есть на основе знаний 5 класса.

При концентрическом построении курса биологии (на примере УМК линии В. В. Пасечника) следует повторить и осуществить проверку остаточных знаний по темам «Царство растения», «Царство Грибы», которые изучались в IV четверти 5 класса. В дальнейшем следует увеличить количество часов (за счет резервных часов), которые отводятся на изучение раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений» для актуализации знаний о растениях, полученных в 5 классе. Целесообразно включить в программу лабораторную работу «Строение цветкового растения» с использованием натуральных объектов, которая в IV четверти 5 класса проводилась виртуально.

7 класс

В 7 классе в зависимости от УМК может изучаться ботаника или зоология. В любом случае продолжается изучение раздела «Живые организмы». При обобщающем повторении и входном тестировании в первой четверти следует остановиться на вопросах методов изучения живого, основ строения и функционирования клетки.

При концентрическом построении курса следует увеличить время на вводную часть курса зоологии в 7 классе, включающую вопросы многообразия и систематики. При их изучении используются аналогичные базовые понятия и принципы из курса ботаники, которые были освоены в IV четверти 6 класса в разделе «Классификация растений». Актуальны для «Введения» также знания о тканях, полученные при изучении ботаники. Данные понятия следует включить в работу входящей диагностики. Содержание раздела «Природные сообщества», освоенного дистанционно в 6 классе, следует повторить, а в дальнейшем применить при изучении темы «Значение животных в природе и жизни человека.

При линейном построении курса имеет смысл дополнительно остановиться на вопросах о процессах регуляции и размножения, взаимосвязи органов, изучавшихся в IV четверти 6 класса. Эти вопросы следует включить в проверочную работу входного контроля. Затем, при изучении каждой систематической группы целесообразно актуализировать знания о принципах строения и функционирования клеток и организмов, приспособлениях к условиям среды.

8 класс

В 8 классе в зависимости от УМК может изучаться зоология или раздел «Человек и его здоровье». В любом случае при обобщающем повторении и входном тестировании в первой четверти следует остановиться на вопросах методов изучения живого, основ строения и функционирования клетки.

При концентрическом построении курса, переходя к изучению раздела «Человек и его здоровье», следует в начале года отвести часы на повторение темы «Эволюция животного мира», которые изучались в IV четверти 7 класса, включить их в проверочную работу входного контроля наряду с вопросами по теме «Значение животных». Знания этапов эволюции, основных ароморфозов важны для освоения тем «Место человека в системе живой природы», «Происхождение человека», в дальнейшем должны быть использованы при изучении формирования каждой системы органов человека, за счет резервных часов, распределяемых учителем.Сведения по теме «Значение животных» следует актуализировать при аргументации необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

При линейном построении курса имеет смысл дополнительно остановиться на вопросах по теме «Растения и окружающая среда», изученных в IV четверти 7 класса, включить их в проверочную работу входного контроля. В дальнейшем, в IV четверти вопросы этой темы о растительных сообществах можно эффективно повторить при изучении новой темы «Экосистемы». Это возможно без использования резервного времени, за счет уплотнения изучения материала. Резервные часы целесообразнее распределить между основными темами курса зоологии.

9 класс

В 9 классе в зависимости от УМК может изучаться раздел «Человек и его здоровье» или раздел «Общие биологические закономерности». В любом случае при обобщающем повторении и входном тестировании в первой четверти следует остановиться на вопросах методов изучения живого, основ строения и функционирования клетки и организма, эволюции.

При концентрическом построении курса, переходя к изучению общих биологических закономерностей, следует убедиться в прочности фактических знаний, которые составят основу общебиологических обобщений. К их числу относят содержание изученных в IV четверти 8 класса тем: «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика», «Эндокринная система», «Индивидуальное развитие организма». Данные вопросы должны быть включены в проверочную работу входного контроля. В дальнейшем их актуализация оправдана в качестве примеров проявления свойств живого на молекулярном, клеточном и организменном уровнях организации наряду со сведениями об основах других процессов жизнедеятельности человеческого организма.

При линейном построении курса, переходя к изучению раздела «Человек и его здоровье», важно в начале года отвести часы на повторение этапов эволюции животных, часть из которых изучалась в IV четверти 8 класса, включить их в проверочную работу входного контроля наряду с вопросами об экосистемах. Во II-IV четвертях изучение каждой системы органов и процессов жизнедеятельности человека целесообразно начинать с повторения их становления в ходе эволюции животных разных систематических групп, используя часть резервных часов.

10 класс

В 10 классе начинается изучение раздела «Общая биология». После углубления представлений о биологии и ее методах в большинстве УМК сначала рассматриваются процессы, протекающие на молекулярном, клеточном и организменном уровнях организации. Переход к данным темам возможен как после концентрического, так и после линейного построения изучения биологии в основной школе. В любом случае при обобщающем повторении и входной диагностике в первой четверти следует остановиться на вопросах методов изучения живого, основ строения и функционирования клетки и организма, эволюции. Стоит включить содержание тем: «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень» (после концентрического курса) или «Высшая нервная деятельность», «Человек и его здоровье», «Человек и окружающая среда», которые изучались дистанционно в IV четверти 9 класса.

11 класс

В 11 класс заканчивается изучение общей биологии: изучаются общебиологические закономерности, проявляющиеся на высших уровнях организации живого: видовом, экосистемном, биосферном. Изучение данных процессов должно базироваться на представлениях о механизмах процессов, протекающих на молекулярном, клеточном и организменном уровнях. Поэтому важно не только повторить основы соответствующих тем, изученных в 10 классе, и осуществить проверку их усвоения в ходе входной диагностики, но и отвести время на актуализацию знаний при изучении каждого раздела. Следует обратить внимание на повторение и контроль усвоения тем раздела «Организм», в частности, желательно организовать лабораторные (практические) работы «Решение генетических задач», «Виды изменчивости», которые выполнялись в дистанционном режиме в IV четверти 9 класса.

Входная диагностика, текущая диагностика, текущий контроль

Осуществляя входную и текущую диагностику, текущий контроль результатов обучения биологии следует иметь в виду, что проверяться должно достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, формирование универсальных учебных действий.

При входной диагностике имеет смысл останавливаться на наиболее общих, основных вопросах, проверяющих остаточные знания по разделам, изученным в предыдущем классе с обязательным включением вопросов по темам IVчетверти. Рекомендуется использование в проверочной работе заданий разного формата, проверяющих сформированность межпредметныхпонятий, умений дополнять и анализировать схемы и таблицы, работать с рисунками и графиками, делать выводы из представленных результатов опытов. Рекомендуемые источники заданий для составления работ – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Планирование учебной программы по биологии в 1 четверти 2020-2021 уч.года

(Концентрический вариант прохождения программы

УМК Линия Пасечника В.В. (Дрофа – Российский учебник))

№ п/п

Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой

К-во час.

Темы, рекомендуемые к изучению

Примечания

5 класс

1.

Введение

6→8

Введение

Вначале повторение и входное тестирование.

2

Клеточное строение организмов

9

Клеточное строение организмов

 

3.

Царство Бактерии

3

Царство Бактерии

 

4.

Царство Растения

7

Царство Растения

 

5.

Царство Грибы

3

Царство Грибы

 

 

Резервное время

3→1

 

 

6 класс

1.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

13→15

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по темам «Царство Растения», «Царство Грибы».

Лабораторная работа «Строение цветкового растения»

2.

Жизнь растений

10

Жизнь растений

 

3.

Классификация растений

6

Классификация растений

 

4.

Природные сообщества

4

Природные сообщества

 

 

Резервное время

3→1

 

 

7 класс

1.

Введение

2→4

Введение

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по темам «Классификация растений», «Природные сообщества»

2.

Одноклеточные животные

2

Одноклеточные животные

При изучении каждой систематической группы актуализировать знания о принципах строения и функционирования клеток и организмов.

3.

Просто устроенные беспозвоночные

3

Просто устроенные беспозвоночные

4.

Целомические беспозвоночные

9

Целомические беспозвоночные

5.

Первичноводные позвоночные

3

Первичноводные позвоночные

6.

Первичноназемные позвоночные

6

Первичноназемные позвоночные

7.

Эволюция животного мира

6

Эволюция животного мира

Актуализировать знания об этапах эволюции Растений

8.

Значение животных в природе и жизни человека

2

Значение животных в природе и жизни человека

Повторить тему «Природные сообщества»

 

Резервное время

2→0

 

 

8 класс

1.

Введение. Науки, изучающие организм человека

2→3

Введение. Науки, изучающие организм человека

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по темам «Эволюция животного мира», «Значение животных»

2.

Происхождение человека

3

Происхождение человека

3.

Строение организма

4

Строение организма

 

4.

Опорно-двигательный аппарат

7

Опорно-двигательный аппарат

Актуализация знаний и умений по теме «Основные этапы эволюции животных», знаний о системах органов животных разных систематических групп, темы «Значение животных» и жизненных циклов паразитов

5.

Внутренняя среда организма

3

Внутренняя среда организма

6.

Кровеносная и лимфатическая системы

5

Кровеносная и лимфатическая системы

7.

Дыхание

4

Дыхание

8.

Пищеварение

6

Пищеварение

 9.

Обмен веществ и энергии

3

Обмен веществ и энергии

 10.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

 11.

Нервная система

5

Нервная система

 12.

Анализаторы. Органы чувств

5

Анализаторы. Органы чувств

 13.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

 

 14.

Эндокринная система

2

Эндокринная система

 

 15.

Индивидуальное развитие организма

5

Индивидуальное развитие организма

 

 

Резервное время

7→6

 

 

9 класс

1.

Введение

2→4

Введение

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по темам «Высшая нервная деятельность», «Эндокринная система», «Индивидуальное развитие организма»

 2

Молекулярный уровень

10

Молекулярный уровень

Актуализация знаний о свойствах живого, уровнях организации организма человека, свойствах систем органов, включая репродуктивную.

 3

Клеточный уровень

14

Клеточный уровень

 4

Организменный уровень

13

Организменный уровень

 5

Популяционно-видовой уровень

8

Популяционно-видовой уровень

 

 6

Экосистемный уровень

6

Экосистемный уровень

 

7.

Биосферный уровень

11

Биосферный уровень

 

 

Резервное время

6→4

 

 

 

Планирование учебной программы по биологии в 1 четверти 2020-2021 уч.года

                           (Линейный вариант прохождения программы

УМК «Живой организм» Сонин В.И. (Дрофа- Российский учебник)

№ п/п

Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой

К-во час.

Темы, рекомендуемые к изучению

Примечания

5 класс

1.

Живой организм: строение и изучение

8→9

Живой организм: строение и изучение.

Вначале повторение и входное тестирование.

2

Многообразие живых организмов

14

Многообразие живых организмов

 

3.

Среда обитания живых организмов

6

Среда обитания живых организмов

 

4.

Человек на Земле

5

Человек на Земле

 

 

Резервное время

2→1

 

 

6 класс

1.

Строение живых организмов

13→15

Строение живых организмов

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по темам «Среды жизни» и «Человек на Земле»

2.

Жизнедеятельность организмов

20

Жизнедеятельность организмов

Использование знаний 5 класса о царствах живого и средах обитания.

 

Резервное время

2→0

 

 

7 класс

1.

От клетки до биосферы

5→7

От клетки до биосферы

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по темам «Координация и регуляция», «Размножение и развитие», «Организм – единое целое»

2.

Царство Бактерии

2

Царство Бактерии

При изучении каждой систематической группы актуализировать знания о принципах строения и функционирования клеток и организмов.

3.

Царство Грибы

4

Царство Грибы

4.

Царство Растения

15

Царство Растения

5.

Растения и окружающая среда

7

Растения и окружающая среда

 

 

Резервное время

2→0

 

 

8 класс

1.

Введение. Общая характеристика животных

2→4

Введение. Общая характеристика животных

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по теме «Растения и окружающая среда»

2.

Подцарство Одноклеточные

4

Подцарство Одноклеточные

 

3.

Беспозвоночныеживотные

13

Беспозвоночные  животные

 

4.

Тип Хордовые

23

Тип Хордовые

 

5.

Основные этапы развития животных

2→4

Основные этапы развития Животных

Повторить этапы эволюции Растений

6.

Животные и человек

2

Животные и человек

 

7.

Вирусы

2

Вирусы

 

8.

Экосистема

10

Экосистема

Повторить тему «Растения и окружающая среда» за счет уплотнения материала

 

Резервное время

12→8

 

 

9 класс

1.

Введение

9→11

Введение

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по темам «Основные этапы эволюции животных», «Вирусы», «Экосистемы»

2.

Координация и регуляция

10

Координация и регуляция

Актуализация знаний и умений по темам «Основные этапы эволюции животных», знаний о система органов Одноклеточных. Беспозвоночных и Хордовых животных.

3.

Внутренняя средаорганизма

3

Внутренняя средаорганизма

4.

Транспорт веществ

4

Транспорт веществ

5.

Дыхание

 

5

Дыхание

6.

Пищеварение

 

5

Пищеварение

7.

Обмен веществ и энергии

2

Обмен веществ и энергии

8.

Выделение

 

2

Выделение

9.

Покровы тела

 

3

Покровы тела

10.

Размножение.Развитие человека.Возрастные процессы

3

Размножение.Развитие человека.Возрастные процессы

11.

Высшая нервная деятельность

5

Высшая нервнаядеятельность

 

12.

Человек и его здоровье

4

Человек и его здоровье

 

13.

Человек и окружающаясреда

2

Человек и окружающаясреда

 

 

Резервное время

 

13→11

 

 

Планирование учебной программы по биологии в 1 четверти 2020-2021 уч. года

(Базовый уровень. УМК линии В.И. Сонина (В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова) (Дрофа – Российский учебник)

 

№ п/п

Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой

К-во час.

Темы, рекомендуемые к изучению

Примечания

10 класс

1.

Введение

1→2

Введение

уровень», «Биосферный уровень»ИЛИ «ВНД», «Человек и его здоровье», «Человек и окружающая среда»

2

Биология как наука. Методы научного познания

3→4

Биология как наука. Методы научного познания

3.

Клетка

10

Клетка

 

4.

Организм

18

Организм

 

5.

Заключение

1

Заключение

 

 

Резервное время

2→0

 

 

 

11 класс

1.

Введение

1→3

Введение

Вначале повторение и входное тестирование. Включение вопросов по разделу: «Организм».

Лабораторные работы: «Решение генетических задач», «Виды изменчивости»

2.

Вид

19

Вид

 

3.

Экосистемы

11

Экосистемы

 

4.

Заключение

 

Заключение

 

 

Резервное время

3→1