УчМаг

 

Лабиринт

 


           

Яндекс.Метрика

Сценарий классного часа "Учимся быть культурными"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

 

Тема: «Учимся быть культурными»

Класс: пятый

Автор: Стефутина Ирина Викторовна

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гете

 

Ребята, сегодняшний классный час я хочу начать с игры. Я буду называть вам правила поведения, как только вы увидите невежливое поведение – поднимите одну руку, если одобряете – поднимите обе руки. Будьте внимательны:

- две девочки в столовой громко разговаривают за столом во время еды;

- ребята по утрам убирают свои постели;

- на перемене нужно отдохнуть, поэтому нужно бегать по коридору сломя голову;

- надо извиниться, если задел кого-то, что-то уронил;

- если очень нужно что-то спросить, нужно перебивать разговор взрослых.

 

Ребята, а чем отличаются дикие растения от культурных? (ответы детей) Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? (ответы детей) А вам приятнее было бы общаться с культурным человеком или с диким? Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? (предположения детей)

(слайд с роликом стихотворения об этикете) Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Итак, … (слайды)

 

Живут волшебные слова на свете.

Их знать должны и взрослые и дети.

Они благодарят и просьбы выполняют.

Они здоровья и удачи всем желают.

 

Давайте проверим, ребята, знаете ли вы какие-нибудь волшебные слова, которые должен знать каждый культурный человек. У нас на доске солнышко, только оно без лучиков. А лучики у меня на столе. Ваша задача – взять лучик, написать на нём какое-нибудь вежливое слово и прикрепить лучик к солнышку.

Молодцы, ребята. Красивое солнышко у нас получилось? Давайте в своей речи как можно чаще будем употреблять вежливые слова и тогда нам всегда будет светить солнышко, и у нас всегда будет хорошее настроение. А сейчас Данил расскажет нам стихотворение, об одном из волшебных слов.

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

 

В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце- доброта. Добрый человек-тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

 

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

 

Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? (ответы детей)

Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать.  И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие! Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках.

«Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики! Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?  (ответы детей) Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих. О том, как правильно здороваться нам расскажет Владик. У Оли приготовлено стихотворение на такую же тему.

 

А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков. Итак, начинаем. Кто первый? Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, читают их и выполняют.

  • Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

  • Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

  • Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

 

Клянёмся рыцарями быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свиданья –

Нет в мире выше званья!

Клянёмся рыцарями быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету –

Науку помнить эту.

Клянёмся рыцарями быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежу разить мечом волшебным,

И строгим словом и целебным.

 

Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - всё было строго определено и расписано. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И если не соглашаются пройти двое по очереди в дверь, уступая друг другу дорогу, про них с иронией говорят: " Ну, развели китайские церемонии". В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай». Первое печатное пособие по этикету появилось в 1717 году при Петре 1 и называлось" Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению ". Леди и джентльмены обязательно должны были знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде и во всём. А вот выдержки из этого пособия: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало», «когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому», над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши», «не проглотив куска, не говори», «около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего»…

Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности.  Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват. Как бы вы охарактеризовали с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина, героя одноименного произведения А.С.Пушкина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

А вот ещё ситуации:


Тот храбрее,
Кто добрее.
Тот сильнее,
Кто умнее.
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками

 

Ой, ребята, —
Верь, не верь, —
От меня сбежала дверь.
— Прощай, — сказала, — дорогой,
Ты открывал меня ногой!

Повстречал улитку жук:
– Ты не бойся, я твой друг!
Что нацелила рога
На меня, как на врага?
Коль друзей встречать рогами,
Станут все они врагами.

 

Во дворе кричит Егорка
— Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!
Во дворе грустит скамейка.
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка…
И стоит один Егорка!

 

Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся», которые прописаны в Уставе школы.

Давайте попробуем с вами решить следующие задачи:

1.Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?

а) пронесёшься мимо.

б) поднимешь малыша, извинишься.

в) постараешься не допустить подобной ситуации.

2.Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

а) Дам списать.

б) Не дам списать.

в) Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

г) Скажу об этом учителю.

3.Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

а) Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

б) Ничего не скажу и останусь в классе.

в) Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

г) Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

д) Ничего не говоря, пойду со всеми.

 

Хорошее доброе слово может подбодрить человека, в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим друзьям, ни родителям. Добрый, воспитанный, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Общаясь с человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям, и не поступайте так, как это происходит в следующем стихотворении:

Объявился в доме вдруг очень вежливый индюк.

Раз по 30 в день, не реже он кричал: "Эй, вы, невежи!"

Заходите, что- ли в гости - поучиться вежливости.

-Я и сам, - кричал индюк, - Доктор вежливых наук,

И жена моя - пример замечательных манер-

Даже когда спит она, видно, что воспитана!

Не стесняйся, ты, Осёл! Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба? Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньёй, Свинья, Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло!

Как ни бился он, однако к индюку никто не шёл-

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!

Посинел Индюк от злости: Не идут, канальи, в гости!

Зря пропали все труды! Все они балды - балды!

И добавил с высоты своего величия:

-Не усвоили, скоты, правила приличия!

Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать в жизни такого Индюка? И не приходилось ли быть таким индюком?

 

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правила:

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

Помогай младшим, будь справедливым.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе? (ответы детей)

 

Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

 

песня “Вежливый вальс”. Слова Л. Рыжова, музыка А. Захаровой.

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

 

ИСТОЧНИКИ:

http://jaklashkina.21306s10.edusite.ru/p7aa1.html

http://festival.1september.ru/articles/417599/

http://festival.1september.ru/articles/502708/

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/04/24/klassnyy-chas

http://maxreferal.ru/referat/klassnyi-chas-na-temu-uchimsia-byt-kulturnymi/

http://www.klassnye-chasy.ru

http://admucik.ru/vidclip/lolita-semenina_vezhlivij-vals-1939

http://zanimatika.narod.ru/Vospitanie.htm